Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Акциз на топливо, НДС, налог на движимое имущество: что еще изменяется в 2019 году?

26 декабря 2018 г.19:53

Акциз на топливо, НДС, налог на движимое имущество: что еще изменяется в 2019 году?

За несколько дней до 1-го января Trans.ru подготовил обзор того, что в наступающем году изменится для отрасли автомобильных грузоперевозок и не только для нее…

В полтора раза увеличатся акцизы на топливо

Вопреки опасениям экспертов, заключению Счетной палаты, прогнозам Центробанка, да и просто далекому от стабильности нынешнему положению на топливном рынке, Правительство все-таки идет на повышение акцизов.

С 1-го января 2019-го года акциз на бензин пятого класса увеличится с 8 213 до 12 314 рублей за тонну, на дизельное топливо — с 5 665 до 8 541 рубля за тонну.

При этом министерства, причастные к экономическим и топливным вопросам, премьер Дмитрий Медведев, вице-премьер Дмитрий Козак и Президент Владимир Путин уверяют, что повышение акцизов не отразится на цене топлива, а если и отразится, то совсем незначительно — максимум, ростом на 1-1,5%.

И это при том, что в цене топлива как минимум 30% приходится именно на акцизы. Что с 1-го января 2019-го года до 20% повышается НДС и в рамках продолжения «налогового маневра» — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Что в совокупности эти три налога процентов на 70 формируют конечную цену топлива. И что нынешнюю конечную цену вот уже на протяжении нескольких месяцев неустанно искусственно сдерживают.

Впрочем, вполне вероятно, что первые месяц-два значительное подорожание топлива какими-то ухищрениями действительно удастся предотвратить. Тем более что и ситуация с мировыми ценами на нефть этому благоприятствует: они падают и тем самым отбивают охоту у наших нефтяников увеличивать экспорт добытой нефти.

То есть хотя бы те весенние обстоятельства, когда на фоне долгожданного подорожания «черного золота» и снижения на него экспортной пошлины нефтяные компании в разы увеличили экспортные поставки, образовав дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, нам в ближайшее время не грозят.

Вот только все равно экономические законы долго подчиняться административным командам не «приучены», особенно если их действие с 31-го марта 2019-го года должно прекратиться.

31-го марта истекает срок договоренности нефтяных компаний о «заморозке» мелкооптовых цен на уровне июня 2018-го года. Не исключено, что вместе с этим «разморозятся» и зафиксированные еще в конце мая розничные цены.

И кто-нибудь (ну, кроме Правительства) сможет дать гарантию, что они не начнут наверстывать упущенное?.. По крайней мере, законы экономики и здравого смысла от такой гарантии точно воздержатся.

Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс/Фото: Сергей Вдовин

Напомним: 1-го июня этого года на фоне резкого подорожания топлива Правительство пошло на снижение акцизов и отказалось от их планового повышения с 1-го июля.

С учетом этого отказа общее снижение составило 3 700 рублей для бензина и 2 700 рублей — для дизельного топлива.

Правительство также договорилось с нефтяными компаниями о «заморозке» розничных цен. Она начала действовать с 31-го мая. При этом мелкооптовые цены зафиксировали позже — с 1-го ноября, из-за чего независимые АЗС на протяжении нескольких месяцев работали на грани доходности.

«Заморозка» оптовых цен должна продлиться до 31-го марта 2019-го года, после чего Правительство обещает вернуть рынку экономические (а не действующие сейчас административные!) принципы ценообразования.

Среди вариантов экономического подхода есть предложение заменить фиксированную ставку топливного акциза плавающей, зависящей от мировых цен на нефть. Возможности перехода на «гибкий» акциз профильные ведомства должны представить до 1-го марта.

Правда, очень сомнительно, что его все-таки введут. Хотя Министерства энергетики и экономического развития, а также ФАС такой механизм поддерживают, Министерство финансов против его реализации. Как минимум, потому, что плавающая ставка может «плавать» и в сторону уменьшения, а это, в свою очередь, грозит снижением поступлений в казну государства.

Итоговый же рост цен на дизельное топливо по состоянию на начало декабря составил 13,5%, на бензин — 9,5%.

Транспортные компании, в себестоимости услуг которых 30% приходится как раз на цены на топливо, уже говорят о том, что их расходы выросли на треть, и предупреждают о возможном 10-процентном повышении тарифов.

Отменяется налог на движимое имущество

Налог, который только «вернулся» с 1-го января 2018-го года, с 1-го января 2019-го отменяется окончательно.

На протяжении пяти лет, с 2013-го по 2018-й год, по налогу на движимое имущество действовала введенная федеральным решением нулевая ставка. С 1-го января 2018-го года нулевую ставку отменили, предоставив регионам право самостоятельно решать, в каком именно размере ее фиксировать. Единственное: предел повышения ограничили 1,1%.

Предполагалось, что с 2019-го года ставку по налогу можно будет увеличить до 2,2%, однако в середине этого года все переиграли: то ли на радостях от долгожданного профицитного бюджета (впервые за последние четыре года), то ли в предвкушении поступлений от повышенного НДС Правительство вообще отказалось от налога на движимое имущество.

Можно было бы сказать, что теперь грузоперевозчики начнут усиленно обновлять и расширять свой автопарк (его средний возраст по стране равен приблизительно 19 годам). Вот только хватит ли у них на это средств на фоне возможного еще большего подорожания топлива?..

Для пользователей «Платона» отменяется вычет по транспортному налогу

По крайней мере, пока никто за продление льготы на законодательном уровне не высказался. В то время как сама льгота, которая дает возможность вычесть из транспортного налога сумму внесенных за год дорожных сборов по системе «Платон», вводилась на ограниченный срок — до 1-го января 2019-го года.

Некоторые регионы, как, например, Калининградская область, уже учли в своих бюджетах увеличенные поступления от транспортного налога, другие пока не торопятся обнародовать свое решение (может, ждут четкого посыла «сверху»?..).

В принципе, отмена льготы по транспортному налогу выглядит весьма логичной. В свое время она вводилась на фоне недовольства перевозчиков и исключительно для того, чтобы сделать для них регистрацию в системе «Платон» хоть минимально привлекательной. Сейчас же, после того как контроль за неплательщиками перешел к Ространснадзору, появился гораздо лучший «стимул» к регистрации — штрафы, которые отныне приходят даже к тем, кто в «Платоне» и вовсе никогда не значился.

Акция протеста против внедрения системы «Платон», Омск, 2015-й год/Фото: om1.ru

И зачем, спрашивается, в ситуации, когда рано или поздно все владельцы большегрузов начнут платить за проезд по дорогам, сознательно ограничивать поступления в казну?..

Тариф «Платона» будет проиндексирован

Его собирались проиндексировать еще с 1-го июля этого года, однако потом от идеи отказались, перенеся дату индексации на 1-е июля 2019-го года.

Вместо индексации в этом году, повторимся, «придумали» другой ход: отдали функции взимания штрафов в системе Ространснадзору, после чего регистрация в «Платоне» «запестрела» рекордами и только недавно, наконец-то, сбавила темпы.

До какого именно уровня проиндексируют тариф «Платона» с 1-го июля 2019-го года, пока не уточняется. Известно только, что на уровень накопленной инфляции и что в этом году тариф собирались поднять с действующего 1,9 до 2,15 рубля за километр.

В то же время инфляция только на 2019-й год прогнозируется Центробанком в пределах 5-5,5%.

До конца года запустят «пилотный проект» по автоматизированному весогабаритному контролю

Один такой пилотный проект уже проводился — в 2016-м году в Вологодской области. И на данный момент на федеральных трассах действуют 27 автоматизированных «рамок».

Правда, по планам Росавтодора таковых к концу этого года должно было быть 125.

Видимо, у государства не хватает средств на распространение системы, а потому совсем не удивительно, что эти функции по концессии будут переданы оператору «Платона» — компании «РТ-Инвест Транспортные Системы (соответствующая заявка находится сейчас на усиленном рассмотрении в Министерстве транспорта).

В связи с тем, что у системы появится новый оператор, и будет запущен новый пилотный проект.

Во время прошедших в октябре Общественных слушаний по весогабаритному контролю сообщалось, что к «пилоту» могут привлечь грузоотправителей и транспортные компании вместе с их измерительными системами (витает идея использовать такие измерения для оспаривания результатов автоматического взвешивания на дорогах). Утверждалось также, что каждый новый автоматизированный пункт в течение трех месяцев будет работать в тестовом режиме — уведомлять о перегрузе, но не выставлять за него штрафы.

Главе Новосибирской области Андрею Травникову представляют систему автоматизированного весогабаритного контроля, VII Международный Сибирский транспортный форум, май 2018-го года/Фото: Правительство Новосибирской области

По обновленным планам Министерства транспорта, к концу 2021-го года на федеральных трассах должно действовать 400 пунктов автоматизированного контроля (ранее надеялись установить 387 пунктов к концу 2020-го года).

Кроме того, не исключено, что функции администратора штрафов в системе будут переданы Ространснадзору, а потому, по аналогии с «Платоном», можно ожидать действительного ужесточения контроля еще и по этому направлению грузоперевозочной деятельности.

С 1-го ноября 2019-го года грузовые автомобили физических лиц тоже должны быть оборудованы тахографами?

Оставим знак вопроса, потому что формулировка в законе пока не внушает абсолютной уверенности.

Напомним: в соответствии с принятыми в этом году поправками в закон о безопасности дорожного движения «физические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, обязаны» оснастить эти транспортные средства тахографами.

Эта обязанность начинает действовать с 1-го ноября 2019-го года.

Однако дело в том, что этот законопроект принимался в рамках лицензирования пассажирских (!) перевозок. При этом сама формулировка, которая не подходит под регламентное описание ни одной транспортной категории, включает в себя основные признаки и грузовых, и пассажирских автомобилей.

Скорее всего, обязанность коснется и владельцев грузовиков, но подождем, что «скажет» Министерство транспорта.

Пока его Приказ (Приказ №273) об оснащении транспортных средств (и грузовых в том числе) тахографами распространяется только на автомобили, принадлежащие юридическим лицам и ИП.

Кстати, отметим также, что на данный момент в Государственной Думе находится законопроект, который повышает штрафы за отсутствие тахографа для водителей и должностных лиц и вводит их для юридических лиц.

Если сейчас водитель наказывается суммой от 1 000 до 3 000 рублей, а должностное лицо — от 5 000 до 10 000 рублей, то с принятием документа штраф составит от 2 000 до 5 000 рублей для первых и от 7 000 до 10 000 рублей для вторых. Юридическим лицам планируют ввести наказание размером от 20 000 до 50 000 рублей.

Так как законопроект уже прошел два чтения, то очень даже вероятно, что в 2019-м году его примут окончательно, а значит, в 2019-м могут успеть и ужесточить наказание.

Отменяется приграничный характер перевозок между Россией и Китаем

На данный момент российский перевозчик может заехать только на 30 км вглубь Китая. То же самое касается и китайского перевозчика, доставляющего грузы или пассажиров в Россию.

О том, чтобы отменить такой несуразный порядок, говорили на протяжении не одного года, однако только в этом году подписали, наконец-то, соответствующее соглашение, которое государства умудрились чуть ли не мгновенно ратифицировать (соглашение подписали 8-го июня, а окончательно узаконили его уже к 22-му августа).

Российская и китайская делегации обменялись разрешениями на 2019-й год/Фото: Агентство автомобильного транспорта

В соответствии с этим соглашением, которое начнет действовать с 1-го января 2019-го года, российские перевозчики смогут свободно передвигаться по территории Китая, а китайские — по территории России. Единственное: получить разрешение можно только на те транспортные средства, которые оборудованы системами спутниковой навигации ГЛОНАСС и BeiDou.

Россия и Китая, кстати, уже успели обменяться увеличенным на треть контингентом разрешений. Так, Россия получила 41 тыс. разрешений на двусторонние перевозки грузов, еще 42 700 бланков должны быть переданы ей до 25-го января 2019-го года.

Отметим также, что с 7-го октября этого года два пункта пропуска на российско-китайской границе (МАПП «Забайкальск» и МАПП «Приграничный») начали работать с книжками МДП. Однако в планах у нашего Правительства в 2019-м году увеличить количество таких пунктов пропуска.

С 1-го ноября 2019-го года на новые транспортные средства начнут выдавать электронные паспорта

Они, правда, уже выдаются. И с 7-го октября этого года вступили в силу новые правила, которые разрешили регистрировать автомобили по электронному паспорту.

Однако с 1-го ноября 2019-го года выдача таких документов на новые автомобили в электронном виде должна стать повсеместной на всей территории ЕАЭС и проводиться не в качестве эксперимента.

При этом бумажные паспорта, как сообщается, не потеряют своей силы: они продолжат действовать и даже будут выдаваться по желанию автовладельца при замене утерянного документа.

Напомним: переход на электронные паспорта транспортных средств планировали осуществить еще с 1-го июля этого года, однако из-за неготовности информационных систем союзных государств сроки перенесли на 1-е ноября 2019-го года.

В январе стартует реформа ОСАГО

На первом этапе будет на 20% вверх и вниз расширен тарифный коридор, детализирован коэффициент стажа и возраста водителей (вместо действующих сейчас четырех введут 58 ступеней), а для показателя аварийности — коэффициента бонус-малус (КБМ) — установят единое годовое значение (для транспортных компаний — единое годовое значение для всех машин в парке).

Отмечается, что в результате реформы стоимость полиса увеличится, в среднем, на 1,5-5%.

Правда, по оценкам экспертов, полис подорожает (и, вероятно, больше, чем на средние 5%) для жителей т.н. «красной» (убыточной для страховщиков) зоны. К таким регионам, например, относятся Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Адыгея, Волгоградская и Липецкая области, Ингушетия…

А вот для жителей «зеленых» (прибыльных для страховщиков) регионов, среди которых — Псковская, Рязанская, Орловская, Брянская, Новгородская (…) области, полис, наоборот, должен подешеветь.

С какого именно числа нового года изменится тарифообразование в ОСАГО, пока не уточняется. Однако известно, что соответствующее указание Центробанка уже направлено на регистрацию в Министерство юстиции и, по идее, должно возыметь силу где-то в первом месяце 2019-го года.

Напомним, что реформа складывается из двух этапов. Второй, предположительно, стартует с 1-го сентября 2019-го года, когда из тарифообразования уберут коэффициент мощности автомобиля. Через год, с 1-го сентября 2020-го, хотят «избавиться» также от коэффициента территории преимущественного использования транспортного средства.

При этом заявленная цель реформы — сделать тарифы ОСАГО более справедливыми, индивидуальными и зависящими не от характеристик автомобиля, а от качеств водителя.

Весной на дороги выедут беспилотные автомобили

Сам эксперимент по использованию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей уже начался — с 1-го декабря этого года. Он проходит в Москве и Татарстане и продлится до 1-го марта 2022-го года.

Сейчас пока идет прием заявок на участие в тестировании «умных» автомобилей. Предположительно, на их рассмотрение понадобится 3-4 месяца. Так что только аккурат к весне беспилотники смогут начать «колесить» по дорогам (они, кстати, будут отмечены буквой «А»).

В эксперименте должны принять участие как легковые, так и грузовые машины.

Тестирование беспилотного грузовика «КамАЗ» на закрытом полигоне/Фото: «КамАЗ»

Протестировать последние, напомним, хотели еще в этом году. Было даже соответствующее поручение премьер-министра Дмитрия Медведева (начать тестирование до конца ноября), в рамках которого уже выбрали для пробного рейса участок трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» в обход Вышнего Волочка и определили потенциальных участников («КамАЗ», «ГАЗ», Skania, Volvo…). Однако, видимо, что-то с технологической стороны задержало начало «пилота».

Вообще, за три года эксперимент должен показать уровень развития технологий, их безопасность для человека, готовность дорожной инфраструктуры, а также то, что именно необходимо изменить в законодательстве для неэкспериментального использования беспилотников.

По оценкам экспертов, массовое внедрение «умных» автомобилей начнется только к 2025-2030 годам. А вот по мнению Дмитрия Медведева, и того позже — лет, эдак, через тридцать

Для работающих на себя и не уплачивающих налоги граждан вводится специальный налоговый режим

Напомним: это тоже еще одни эксперимент, который пройдет пока только в четырех регионах страны (Москва, Московская и Калужская области и Татарстан) с 1-го января 2019-го года по 31-е декабря 2028-го года.

Эксперимент является добровольным, а принять участие в нем смогут «самозанятые» в любой сфере деятельности (естественно, из жителей указанных регионов). Единственное: перейти на новый налоговый режим они смогут лишь в том случае, если не используют наемных рабочих и в год зарабатывают меньше 2,4 млн. рублей.

Новый налоговый режим предусматривает ежемесячную уплату 4% от полученных доходов, если они получены при оказании услуг физическим лицам, или 6% — если юридическим. Из уплаченных средств 1,5% пойдут в Фонд обязательного медицинского страхования, а вот взносы в Пенсионный фонд являются добровольными.

Для взаимодействия «самозанятых» с ФНС уже разработано специальное мобильное приложение «Мой налог»: через него будет формироваться фискальный чек и оно же будет рассчитывать сумму ежемесячного налога.

Эксперимент, естественно, запущен для того, чтобы «помочь» физическим лицам выйти «из тени» и тем самым пополнить государственную казну. Не исключено, что через несколько лет он распространится на территорию всей России.

Однако что важно: в законе четко прописано, что условия налогового эксперимента не могут быть ухудшены, а это значит, что на протяжении 10 лет он все-таки обещает оставаться добровольным.

Правда, эксперты сомневаются в том, что пробный налоговый режим будет пользоваться спросом у работающих на себя граждан, потому как никаких выгод он им не сулит. Разве что в будущем, когда налог для «самозанятых» станет обязательным, им каким-то образом зачтут добровольное пионерство...

Запускается пенсионная реформа

В наступающем году она проявит себя главным образом в том, что мужчины 1959-го года рождения и женщины 1964-го года рождения, которые должны были выйти на пенсию в 2019-м году, выйти на нее не смогут. На заслуженный отдых они пойдут только через год.

Протест против пенсионной реформы, июль 2018-го года/Фото: официальный сайт КПРФ

Пенсионная реформа, напомним, предусматривает увеличение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет (изначально, кстати, женщин планировали отправлять на пенсию в 63 года). Она должна завершиться в 2028-м году.

В рамках реформы, помимо прочего, с 4 900 до 11 280 рублей увеличивается размер пособия по безработице для людей предпенсионного возраста, а сам предпенсионный период «растягивается» с 2 до 5 лет. Для работодателей вводится также уголовная ответственность за необоснованное увольнение работников предпенсионного возраста.

Кстати, те, кто должны были выйти на пенсию в 2019-м или 2020-м годах, могут оформить ее на полгода раньше.

С 1-го января обнуляется пошлина за регистрацию юридических лиц и ИП, если такая регистрация проходит в электронной форме

При этом пошлина за традиционную регистрацию остается прежней: 4 000 рублей — за регистрацию юридических лиц, 800 рублей — за регистрацию индивидуальных предпринимателей.

В Министерстве финансов полагают, что бесплатная электронная регистрация должна, во-первых, приобщить бизнес к современным технологиям, а во-вторых, снизить его издержки. Да и вообще, это просто-напросто справедливо: при регистрации в электронной форме свое время тратит только тот, кто регистрируется, — ресурсы чиновников остаются в неприкосновенности.

В завершении нашего обзора также отметим, что с 4-го августа 2019-го года меняются правила регистрации автомобилей: подразделения МВД будут только присваивать номер, а сам номерной знак будут выдавать специализированные организации, в том числе автодилеры.

В течение года может быть ужесточен контроль за прохождением техосмотра (диагностические карты при этом переведут в электронный вид), а транзитные грузовики могут обязать ездить под электронными навигационными пломбами.

Популярные метки

Строительство дорогРемонт дорогГрузоперевозкиРоссияГрузовикиЖелезная дорогаЗаконодательствоАвтотранспортКитайОграничения