С 8 июля контроль за неплательщиками по «Платону» перешел к Ространснадзору. Что это меняет?

9 июля 2018 г.15:43

В этом году правительство решило проявить милость и отменило индексацию тарифа «Платона». Еще как минимум год, до 1-го июля 2019-го года, перевозчики смогут ездить по федеральным трассам за 1,9 рубля за километр. Однако это не значит, что отныне можно расслабленно вздохнуть. Наоборот. Отменив индексацию тарифа, правительство пообещало усилить контроль за неплательщиками. И то, что это будет сделано, уж точно не пустые угрозы.

Итак, после долгих раздумий правительство все-таки решило не повышать тариф «Платона», в очередной раз отложив срок его индексации — до 1-го июля 2019-го года.

Можно только предполагать, каким нежеланием нарушать хрупкое перемирие с перевозчиками вызвано это решение. Официально же позиция правительства объясняется следующим образом: прежде чем повышать плату за пользование дорогами, необходимо обеспечить ее 100-процентное внесение 100 процентами пользователей.

Впрочем, резон в этом действительно есть. По словам президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, сейчас по «Платону» расплачиваются лишь около 20 процентов перевозчиков, в основном крупные и средние предприятия. А вот немалая доля мелких перевозчиков либо вовсе игнорируют систему, либо идут на всяческие ухищрения, лишь бы заплатить как можно меньше.

Из-за таких неравных условий работы, кстати, страдает не только кошелек добросовестных компаний или состояние федеральных дорог. Искусственное снижение тарифа в условиях демпинга в большей или меньшей степени, но сказывается на качественном развитии всей отрасли в целом.

Правда, не исключено, что правительство смотрит на эту проблему с более меркантильной точки зрения: мол, не возьмем повышением тарифа — возьмем штрафами.

Напомним, в соответствии с федеральным бюджетом на этот год сборы в системе «Платон» оцениваются в 23 млрд. рублей. Такая сумма, подчеркнем, должна была «набежать» с учетом индексации тарифа в середине года. Без индексации тарифа бюджет как минимум нескольких миллиардов (а именно — трех: по оценкам Министра транспорта Евгения Дитриха) точно недосчитается.

И хотя Министр транспорта, казалось бы, совершенно спокойно говорит об уменьшении планируемой суммы, бюджет от этого не перестает быть бюджетом. Тем более что, принятый тремя неделями ранее с поправками, он снижения сборов по «Платону» не предусматривал. Наоборот, в соответствии с поправками сборы должны увеличиться на 101 млн. рублей — с 22 млрд. 966 млн. до 23 млрд. 67 млн.

А это значит, что слова словами, однако разницу в 3 млрд. рублей, на которые явно рассчитывали и использование которых, естественно, уже заложили в бюджет, восполнить все равно надо.

И восполнять, что очевидно, будут штрафами.

С 8-го июля полномочия по контролю за нарушителями в системе «Платон» и собиранию штрафов с неплательщиков официально переданы Ространснадзору.

Казалось бы, от перемены мест контролирующих ведомств сумма сборов не меняется. Какая, мол, разница, кто будет следить за «штрафниками» — ГИБДД или Ространснадзор? Однако разница все-таки есть.

Как объясняет пресс-секретарь Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Дмитрий Сердцев, ранее ГИБДД не очень-то и старалась в деле выявления неплательщиков по «Платону», а в законодательстве вообще не было четко прописано, какая именно структура должна контролировать внесение платы за проезд по федеральным дорогам большегрузов от 12 тонн.

Сейчас же ответственным ведомством официально и по букве закона назначен Ространснадзор, который вместе с назначением получает, что называется, и все «карты в руки».

Контроль будет осуществляться с помощью официально заработавшего в Твери в январе 2018-го года федерального Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), а также, естественно, посредством более 480 рамных конструкций, распределенных по федеральным трассам страны, и мобильных постов.

И контроль этот будет проводиться, еще раз подчеркнем, точно не заради «галочки», а с целью восполнить потери бюджета, возникшие из-за отказа от индексации. То есть он обещает быть масштабным и жестким, ибо есть индексация или нет индексации — а сборы по «Платону» все равно должны составить как минимум 23 млрд. рублей.

Не сказать, чтобы это было несправедливо. Наоборот. Как отмечает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, «если уж жить без «Платона» нам не суждено, то нужна хорошая система контроля, чтобы все перевозчики были в равных условиях и платили одинаково».

«Плохо то, — продолжает Вячеслав Трунаев, — что правительство не предприняло никаких действий, чтобы через средства массовой информации широко оповестить перевозчиков о том, что с 8-го июля правила игры резко изменятся. Десятки тысяч мелких перевозчиков-неплательщиков по всей стране даже не подозревают, что теперь каждый проезд автомобиля под рамкой «Платона» обернется для них штрафом. Причем информацию о штрафах они получат не мгновенно, а, скорее всего, лишь через две недели заказным письмом «Почты России». То есть многие рискуют заработать сразу десятки штрафов на большие суммы».

В общем, подытожим

Что изменилось в системе «Платон» с 8-го июля? Контроль за внесением платы. Он усилился. Как долго он будет таким оставаться? Неизвестно. Может, уже навсегда. Но то, что в течение нескольких месяцев он точно не ослабнет, сомнению даже не подвергается.