С 1 января 2019 года заработает налоговый маневр в нефтяной отрасли
24 июля 2018 г.18:45
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о т.н. «налоговом маневре». Он подразумевает постепенное, в течение шести лет, снижение экспортной пошлины на нефтепродукты до нуля и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Считается, что такие меры дадут бюджету дополнительные 1,3-1,6 трлн. рублей.
Напомним: налоговый маневр был задуман и начат Правительством еще в 2015-м году. В этом году его действие не в последнюю очередь повлияло на ситуацию с топливом на внутреннем рынке. На фоне подорожания нефти и снижения экспортной пошлины на нефтепродукты нефтяные компании увеличили поставки на внешний рынок, из-за чего на внутреннем возник дефицит, приведший к росту цен на бензин и дизельное топливо. Ситуацию также усугубило увеличение акцизов на топливо и ослабление национальной валюты.
Только в мае бензин подорожал на 5,6% по сравнению с предыдущим месяцем. С начала года подорожание составило около 8%.
Чтобы сдержать рост цен, Правительство пошло на снижение акцизов на топливо и отмену их планируемого повышения, а также договорилось с крупными нефтяными компаниями об увеличении поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и «заморозке» розничных цен на бензин и дизельное топливо по состоянию на 30-е мая. В случае невыполнения договоренностей нефтяным компаниям пригрозили повышением экспортной пошлины до 90%.
Соответствующий законопроект, кстати, уже принят парламентом и опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он вступит в силу 29-го июля и будет действовать по 31-е декабря 2018-го года.
Однако несмотря на то влияние, какое налоговый маневр оказал на внутренний топливный рынок, Правительство все равно решило его продолжать. В рамках налогового маневра экспортная пошлина на нефтепродукты в течение шести лет должна быть постепенно снижена до нуля, а ставка НДПИ, наоборот, увеличена. Увеличение НДПИ сохранится до 2021-го года.
Правительство уверяет, что проведение налогового маневра не должно отразиться на внутреннем топливном рынке. Законопроект предусматривает сразу несколько инструментов, призванных предотвратить резкий рост розничных цен на топливо. Один из них — отрицательный акциз: он будет предоставляться тем компаниям, которые модернизировали свое производство или взяли на себя обязательства модернизировать его в течение трех лет. Действие отрицательного акциза распространится также на те компании, которые попали под действие санкций, введенных США и Евросоюзом в отношении российской нефтяной отрасли.
Второй инструмент — это возможность, вопреки проведению налогового маневра, повышать экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. На повышение, однако, пойдут только в случае форс-мажора — 20-процентного роста розничных цен на топливо в течение одного квартала.
Считается, что такие меры должны обеспечить стабильность на внутреннем топливном рынке и не допустить повторения нынешней ситуации.
При этом, подчеркнем, снижение акцизов на бензин и дизельное топливо, на которые приходится около трети стоимости топлива, будет действительно только до конца этого года. С 1-го января 2019-го они увеличатся в 1,5 раза.
С 1-го января 2019-го года вступит в силу и закон о «налоговом маневре».