Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Минфин предлагает отказаться от коэффициента мощности автомобиля в цене полиса ОСАГО с сентября 2019 года, от коэффициента территории — с сентября 2020 года

28 сентября 2018 г.17:16

Минфин предлагает отказаться от коэффициента мощности автомобиля в цене полиса ОСАГО

Министерство финансов продолжает совершенствовать систему ОСАГО. Подготовленные ведомством поправки к закону о страховании автогражданской ответственности устанавливают сроки отмены двух ключевых коэффициентов в ОСАГО — мощности и территории преимущественного использования автомобиля. Первый должен исчезнуть из расчетов страховщиков через год — в сентябре 2019-го года, второй — в сентябре 2020-го. Вместе с тем Минфин оставляет страховщикам возможность управлять ценой полиса: поправки дают компаниям право в зависимости от «профиля» водителя увеличивать или снижать стоимость страховки на 30-40%.

О новой версии поправок к закону об ОСАГО сообщило 27-го сентября информационное агентство «Интерфакс». Источник агентства рассказал, что представители Министерства финансов и Центробанка провели совещание, на котором обсудили предложение министерства отказаться при расчете цены полиса от двух коэффициентов — мощности автомобиля (КМ) и территории его преимущественного использования (КТ). При этом Центробанк высказал опасение, что резкий отказ, например, от территориального коэффициента даст негативный эффект для населения ряда регионов с низким значением этого показателя и для автовладельцев, живущих в небольших городах.

По итогам этого обсуждения появились поправки, которые описывают процесс отмены коэффициентов. Как следует из текста проекта (есть в распоряжении «Коммерсанта»), Минфин предлагает убрать КМ уже через год — с 1-го сентября 2019-го.

Напомним: в зависимости от мощности автомобиля коэффициент может колебаться от 0,6 (для машин с двигателем до 50 л.с.) до 1,6 (свыше 150 л.с). Этот коэффициент считается «социальным»: он был принят для расчета тарифов для того, чтобы дать скидку малообеспеченным автовладельцам.

Коэффициент территории, в свою очередь, предлагают отменить с 1-го сентября 2020-го года. Сейчас этот коэффициент зависит от регистрации автомобиля в конкретном регионе и составляет от 0,6 (Крым, Симферополь и др.) до 2 (Москва, Сургут, Челябинск и пр).

Как говорится в пояснительной записке к подготовленному законопроекту, «в целях сглаживания эффекта от исключения указанных коэффициентов» страховщики получают возможность с 1-го сентября 2019-го года снижать минимальную базовую ставку тарифа, установленного Центробанком, на 30% и увеличивать максимальный тариф также на 30%. Через два года страховщики смогут сдвигать эти пороги уже на 40%.

«Максимальные отклонения в 30 и 40 процентов являются оценкой влияния отмены каждого из указанных коэффициентов страховых тарифов и призваны не допустить компенсации недооценки страхового риска у одной категории страхователей за счет страховых премий, уплаченных другой категорией страхователей», — сказано в записке к проекту.

При этом поправки устанавливают верхний предел всех таких надбавокне более трехкратного максимального значения базовой ставки тарифа. Как пояснила изданию «Коммерсантъ» заместитель главы департамента финансовой политики Министерства финансов Вера Балакирева, «эти поправки делают реформу ОСАГО поэтапной».

Вера Балакирева также обращает внимание на то, что ЦБ будет контролировать тарифообразование страховщиков ОСАГО. Как следует из проекта, «в целях своевременного выявления рисков применения страховщиками актуарно (экономически) необоснованных страховых тарифов Банк России осуществляет мониторинг деятельности страховщиков по обязательному страхованию с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих уровень убыточности осуществления обязательного страхования». Если регулятор выявит факты снижения уровня убыточности ниже минимального размера, компания получит предписание о необходимости ввести обоснованные тарифы.

Страховое лобби новый этап реформы ОСАГО поддерживает. Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, «это движение в правильном направлении, мы поддерживаем этот тренд».

Напомним: еще до введения описанных новшеств автовладельцев ждет тарифная реформа: расширение тарифного коридора ОСАГО на 20% вверх и вниз, реформа коэффициентов аварийности (коэффициент бонус-малус) и возраста и стажа водителя. Центробанк обещает запустить эти изменения уже осенью, в ноябре.