Первые недели нового года: акцизы все-таки увеличили, НДС — тоже, инфляция бьет рекорды

21 января 2019 г.10:15

kremlin.ru

Начало нового года, как, в принципе, и обещал накануне министр экономического развития Максим Орешкин, выдалось не легким. Инфляция только за первые две недели побила январские показатели 2018-го года. Поспособствовало этому не в последнюю очередь (и даже в первую) повышение НДС. В Правительстве, правда, продолжают уверять, что ничего опасного для экономики страны и, соответственно, финансового положения ее жителей не происходит. Впрочем, Правительству, как показал последний опрос «Левада-центра», уже мало кто верит…

Цены на топливо продолжают расти

По данным Росстата, с 24-го декабря прошлого года к 14-му января наступившего бензин в среднем по стране подорожал на 0,7%, с 43,42 до 43,71 рубля за литр, дизельное топливо — на 1,2%, с 46,66 до 47,22 рубля за литр.

Цены на топливо, как отметили источники «Коммерсанта», владельцы АЗС начали активно поднимать в первые же дни 2019-го года, в то время как страна еще «нежилась» в новогодних каникулах.

Пока эти цифры (0,7% и 1,2%), что не преминули подчеркнуть в Правительстве, вписываются в дозволенный в рамках подписанного в ноябре 2018-го года соглашения с нефтяниками коридор в 1,7%.

В Правительстве, конечно, как и прежде, продолжают успокаивать: мол, сейчас цены просто отыгрывают НДС, скоро они стабилизируются и будут увеличиваться только вместе с инфляцией, а полуторакратное повышение акцизов на них благодаря компенсациям нефтеперерабатывающим заводам вообще не скажется.

Вот только, во-первых, прогнозы по инфляции все еще продолжают корректировать. Если изначально для нее устанавливали предел в 4,5-5%, а потом отодвинули его до 5,5%, то сейчас уже осторожно говорят о 6-процентном уровне.

Во-вторых, эксперты Аналитического центра при Правительстве предложили свои расчеты, в соответствии с которыми увеличенные акцизы в конечном счете должны прибавить более 3 рублей к стоимости литра топлива.

В-третьих, на вычет из уплаченного топливного акциза могут рассчитывать те нефтеперерабатывающие заводы, которые готовы не только обеспечить достаточный объем поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, но и вложить немалые средства в модернизацию своего производства.

Да и вообще, сам председатель Правительства Дмитрий Медведев заметно нервничает: на фоне успокоительных заверений «поручает» ценам не подниматься выше уровня инфляции, угрожая в противном случае вызывать к себе «на ковер» представителей нефтяных компаний.

Но если до 31-го марта еще должна действовать «заморозка» мелкооптовых цен, то после оного, когда, по идее, административные методы управления уступят место рыночным, цены могут начать отыгрывать все накопленные отрицательные эффекты.

Вместе с тем ситуация с ценами на топливо уже сказалась на положении транспортных компаний и мелких перевозчиков. Последних, в принципе, отодвинула на грань выживаемости, первым «откорректировала» инвестиционные проекты.

Так, например, по итогам первого квартала прошлого года рынок новой грузовой техники вырос на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го года. Эксперты на радостях даже предрекали, что по итогам года рост составит не менее 27%.

Однако отчет Автостата показал совсем другие результаты: за год российский рынок новых грузовых автомобилей увеличился всего на 2,7%.

Повторившись, подчеркнем: 43% в первом квартале против итоговых 2,7%.

С 1-го января 2019-го года, напомним, в 1,5 раза выросли акцизы на топливо: с 8 213 до 12 314 рублей за тонну бензина и с 5 665 до 8 541 рубля за тонну дизельного топлива.

С 1-го же января до 20% увеличился НДС и запустился доработанный вариант «налогового маневра», который вместе с постепенным снижением экспортных пошлин на нефть предусматривает повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

На эти три налога приходится более половины стоимости топлива. То есть: даже без учета топливного кризиса их повышение в любом случае рано или поздно должно отразиться в ценах…

С 9-го января начали действовать новые тарифы ОСАГО

До их введения Российский союз автостраховщиков (РСА) предрекал, что новое тарифообразование увеличит сборы страховщиков приблизительно на 5%. Что в пересчете на стоимость полиса означает +300 рублей, в среднем, к каждому.

Центробанк, в свою очередь, оценивал возможное среднее подорожание полиса только на 100 рублей (на 1,5%).

И хотя с введением новых тарифов страховщики пообещали, что постараются сохранить или даже снизить действующий до того тариф ОСАГО, на деле многие не преминули воспользоваться предоставленной им возможностью.

Впрочем, справедливости ради, поднимать базовую ставку они, как и предполагалось, начали в убыточных для себя регионах. Правда, пойдя на повышение («АльфаСтрахование», МАКС, «Ренессанс страхование»), «зарядили» его по максимуму — сразу на 15-20%.

А вот с доходными (т.н. «зелеными») для себя регионами страховщики пока осторожничают. Не исключено, что для них они сдержат свое обещание если не по уменьшению, то хотя бы по сохранению тарифа.

Единственное: несколько настораживает заявление РСА. Перечисляя регионы, где базовая ставка по ОСАГО не должна измениться в сторону увеличения, в РСА проговорились: мол, даже если она и увеличится, то у страховщиков остаются еще возможности для скидок, а потому для большинства водителей полис все равно якобы подешевеет.

Что касается отдельных компаний, то, по последним данным, ситуация выглядит так.

В «АльфаСтраховании» средняя стоимость полиса увеличилась на 273 рубля. При этом для 68 регионов, как отметили в пресс-службе компании, тариф остался неизменным.

В «РЕСО-Гарантии» утверждают, что, хотя в 18 регионах базовые ставки выросли на 20%, в среднем по стране полис подешевел на 0,8%. И добавляют, что по всей стране были снижены тарифы для юридических лиц.

В «Росгосстрахе» также подчеркивают, что по всей стране до минимального значения уменьшили тарифы для юридических лиц и что снижение произошло в отношении всех видов транспорта, за исключением такси. Тарифы для легкового транспорта физических лиц в компании пока оставили неизменными.

Напомним: новые тарифы ОСАГО предусматривают три основных изменения.

Первое — расширение тарифного коридора на 20% от его нижней и верхней границ.

Если до 9-го января, рассчитывая стоимость полиса для владельца грузового автомобиля массой менее 16 тонн, страховщики выбирали базовый тариф в пределах от 3 509 до 4 211 рублей, то теперь их «маневренные» возможности начинаются с 2 807 рублей и заканчиваются 5 053 рублями.

Для грузовых автомобилей тяжелее 16 тонн минимальная ставка теперь составляет 4 227 рублей (ранее — 5 284 рубля), максимальная — 7 609 рублей (ранее — 6 341 рубль).

Для легковых автомобилей физических лиц тариф может устанавливаться в пределах от 2 746 до  4 942 рублей вместо прежних от 3 432 до 4 118 рублей.

Второе — детализация коэффициента стажа и возраста (КВС) водителей: вместо 4 он теперь насчитывает 58 групп.

Причем если раньше этот коэффициент был только повышающим (то есть скидок не предусматривал), то после 9-го января он может быть и понижающим. Для водителей старше 59 лет со стажем более 3 лет КВС равняется 0,93, для молодых и неопытных, для сравнения, — 1,87.

Третье — установление для каждого водителя единого годового значения зависящего от показателей аварийности коэффициента бонус-малус (КБМ).

Единое годовое значение КБМ устанавливается также для автопарка юридических лиц, причем оно рассчитывается как среднее арифметическое КБМ всех принадлежащих юридическому лицу автомобилей.

С первых же чисел января начали активно регистрироваться «самозанятые»

По подсчетам Министерства финансов, в первые недели нового года количество зарегистрированных превысило 8 тыс. человек.

А по словам соавтора налогового режима для «самозанятых», председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрея Макарова, только в первый рабочий день на учет в налоговой встали в два раза больше работающих на себя граждан, чем за предыдущие два года.

Такая востребованность экспериментального налогового режима, признаемся, даже несколько удивляет: ведь все, что он в качестве бонусов предлагает, — это налоговый вычет в размере до 10 тыс. рублей и возможность «обелиться».

Не исключено, что «самозанятыми» начали признавать себя индивидуальные предприниматели (если они не используют наемный труд и не зарабатывают больше 2,4 млн. рублей в год, то им разрешается «переквалифицироваться»). Новый режим предусматривает уплату налога в размере 4% или 6%, в то время как по ЕНВД (единый налог на вмененный доход) ставка равняется 15% и столько же в отдельных случаях может достигать по УСН (упрощенной системе налогообложения).

В ФНС, кстати, «увидели» еще одну причину такого бума регистрации в уловках работодателей, которые ради экономии за счет соцвзносов «просят» своих сотрудников перейти в статус «самозанятых».

Нет, в ФНС уверяют, что пока якобы подобных попыток не зафиксировано, однако уже предупреждают: мы отслеживаем динамику страховых выплат — и чуть что обязательно оштрафуем.

Экспериментальный налоговый режим для работающих на себя граждан запущен с 1-го января 2019-го года в 4 регионах страны — в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане.

Он предусматривает уплату налога в размере 4% от полученных доходов, если товары и услуги продавались физическим лицам, и 6% — если юридическим. Из уплаченной суммы 1,5% идут в Фонд обязательного медицинского страхования. Взносы в Пенсионный фонд являются добровольными.

Для упрощения работы в рамках нового налогового режима в ФНС разработали специальное приложение «Мой налог».

В будущем, после 2020-го года, авторы налога для «самозанятых» не исключают его распространения на остальные регионы России. Сам эксперимент продлится до 1-го января 2029-го года. В течение этих 10 лет регистрация в качестве «самозанятого» является добровольной.

Стало известно, что «Платон» собрал таки положенные 23 млрд. рублей

16-го января оператор «Платона» опубликовал отчет о результатах своей деятельности. Так, за год количество зарегистрированных перевозчиков увеличилось на треть, автопарк системы пополнился 180 тыс. грузовых автомобилей, а сумма сборов превысила 23 млрд. рублей.

Напомним, что 23 млрд. рублей — это изначальный план по сборам, который после отказа от индексации тарифа уменьшили до 20 млрд. рублей.

Впрочем, в том, что эти 20 млрд. были все-таки преодолены, нет ничего удивительного: то, что не взяли индексацией, добрали штрафами.

С того момента, как контроль за неплательщиками перешел к Ространснадзору (с 8-го июля), по ноябрь прошлого года ведомство составило на штрафников 615 тыс. постановлений на сумму свыше 4,6 млрд. рублей.

Вместе с тем индексация тарифа, которая, по планам Правительства, должна состояться 1-го июля, вместе с продолжением регистрации сулит системе в этом году еще большие сборы.

Правда, не факт, что тариф действительно будет увеличен. По крайней мере, Министерство транспорта пребывает в каких-то странных сомнениях. На днях в ведомстве отметили, что в течение первого полугодия еще оценят необходимость индексации.

Может, ждут, когда к «Платону» присоединятся все перевозчики, чтобы не отталкивать «колеблющихся» повышенным тарифом? Или опасаются реакции перевозчиков, усугубляемой также возможным усилением весогабаритного контроля и его передачей оператору «Платона»?..

Коротко о других событиях наступившего года

С 1-го января обнулена пошлина за регистрацию юридических лиц и ИП, осуществленную в электронном виде. Пошлина за традиционную регистрацию остается.

С 7-го января вступил в силу закон, позволяющий продлевать еще на 20 дней льготный период уплаты штрафа за нарушение ПДД в том случае, если «письмо счастья» пришло позже 20 дней с момента вынесения постановления.

С 14-го января изменился порядок въезда в Москву грузовых автомобилей. Теперь разовый пропуск на въезд в город можно получить не чаще двух раз в месяц, а временные ограничения остаются едиными на протяжении всего года — с шести утра до десяти часов вечера.

Заметим также, что в соответствии с новым законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» регионы получили право перекрывать въезд в города и населенные пункты транспортным средствам низкого экологического класса.

«Посыпались», кроме того, предложения Минтранса.

Первая инициатива — штрафовать по данным тахографов не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. Законопроект уже отправлен на рассмотрение Правительства.

Вторая инициатива — ужесточить ответственность за выпуск на дороги неисправных транспортных средств, в том числе грузовых автомобилей. Соответствующий законопроект сейчас проходит публичное обсуждение (до 5-го февраля 2019-го года). Он увеличивает размер штрафов за нарушение технического контроля транспортных средств юридических лиц и ИП, а также вводит наказание за повторные нарушения, вплоть до дисквалификации должностного лица и приостановления деятельности юридического.

«Автонет», в свою очередь, предлагает внедрить электронные накладные при организации внутрироссийских перевозок уже с апреля этого года. По скорректированным в конце прошлого года планам это должно произойти в декабре 2019-го года. Напомним, что внедрение электронных накладных при международных перевозках было одобрено еще в феврале 2018-го года.

…В общем, с наступившим новым годом, друзья!