Итоги топливного кризиса: российский рынок новых грузовых автомобилей в 2018 году всего на 2,7% превысил показатели 2017 года
16 января 2019 г.19:14
С января по декабрь 2018-го года в России, согласно данным аналитического агентства «Автостат», было продано 82,3 тыс. грузовых автомобилей, что только на 2,7% превышает показатели 2017-го года. Изначально эксперты прогнозировали рост чуть ли не на 27%.
Отметим, что в первом квартале прошедшего года продажи грузовых автомобилей действительно демонстрировали более чем обнадеживающую динамику: в феврале объем рынка увеличился на 39,5% по сравнению с февралем 2017-го года, по итогам первого квартала — на 43%.
На фоне таких показателей эксперты, естественно, делали самые смелые прогнозы. Так, аналитики из Russian Automotive Market Research рассчитывали на 6,6-процентный рост, а аналитики из PwC в своем отчете «замахнулись» на 27-процентное превышение показателей 2017-го года. При этом стоит подчеркнуть, что 2017-й год был весьма успешным в отношении продаж грузовых автомобилей: объем рынка в 1,5 раза превысил объемы 2016-го года.
Однако в апреле-мае 2018-го года темпы продаж начали замедляться, а летом и вовсе «просели»: в августе они уже на 19% уступали показателям 2017-го года.
Снижение спроса почувствовал на себе и лидер отечественного рынка — «КамАЗ»: после роста в первом полугодии во втором объемы производства, которое, как отмечают в компании, «адаптировано под спрос», пошли на спад. Так, только в сентябре прошлого года выпуск новой грузовой техники «упал» на 15,4%.
Генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин в интервью телеканалу «Россия-24» в октябре связал падение спроса на новую грузовую технику со снижением инвестиций в транспортную сферу и назревающим дефицитом водительских кадров.
Вместе с тем именно весной прошлого года резко подорожал бензин и, что наиболее существенно для транспортных компаний, дизельное топливо: к июню стоимость бензина с начала года выросла на 8%, дизельного топлива — на 8,5%. За 11 месяцев цены выросли на 9,5% и 13,5% соответственно.
В декабре ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых предприятий обратились с письмом к председателю Правительства России Дмитрию Медведеву. В нем они отметили, что из-за роста цен на топливо только в ноябре расходы автомобильных перевозчиков увеличились на 30%. При этом перевозчики не имеют возможности существенно увеличить тариф, перенеся тем самым свои топливные затраты на клиентов.
Добавим также, что с 1-го января 2019-го года из объектов налогообложения исключено движимое имущество. В Правительстве рассчитывают, что это должно подстегнуть темпы модернизации отечественного бизнеса и, в том числе, способствовать обновлению и расширению грузового автопарка.