Россия начала процесс завершения налогового маневра в нефтяной отрасли

4 января 2019 г.21:53

Россия начала процесс завершения налогового маневра в нефтяной отрасли

kremlin.ru

С 1-го января 2019-го года начался процесс завершения «налогового маневра» в нефтяной отрасли России. Соответствующий закон, инициированный Правительством, вступил в силу. К 2024-му году, как напоминает ТАСС, экспортная пошлина с текущих 30% будет обнулена при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

До этого Правительство в 2014-2015 годах проводило малый «налоговый маневр» (пошлина на нефть была снижена с 60 до 55%), а в 2015-2017 годах — большой «налоговый маневр» (снижение пошлины с 55% до текущих 30% при одновременном росте НДПИ).

Как заявляется, цель завершения «налогового маневра» — в снижении объема субсидирования экономик ЕАЭС и неэффективной переработки нефти на территории России, то есть в более адресной поддержке отрасли. Закон должен привести к росту бюджетных поступлений и прекращению деятельности производителей суррогатных видов топлива. При этом изначально «налоговый маневр» разрабатывался таким образом, чтобы на саму отрасль (кроме неэффективных нефтеперерабатывающих заводов) оказывать нейтральное влияние, говорит аналитик Vygon Consulting Анна Львова.

По ее словам, при текущих фискальных условиях завершение маневра могло бы привести к резкому падению рентабельности заводов, которым фактически пришлось бы покупать нефть по мировым ценам. Поэтому, чтобы этого избежать, снижение таможенной субсидии нефтеперерабатывающей отрасли будет компенсировано введением отрицательных акцизов на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающие предприятия.

Он будет предоставляться компаниям, которые уже провели модернизацию перерабатывающих производств или намерены взять на себя обязательства за три года модернизировать производство. Кроме того, обратный акциз получат компании, попавшие под санкции США и ЕС. При этом часть НПЗ с наихудшей логистикой, если они соответствуют требованиям обратного акциза, получат региональным мультипликатор — коэффициент от 1,05 до 1,5, который увеличивает объем субсидий.

Аналитики «Петромаркета» в своем исследовании констатируют, что в рамках «налогового маневра» субсидии за счет налогового вычета также получат предприятия нефтехимии, авиакомпании и судовладельцы, а также потребители автобензина и дизельного топлива за счет «демпфирующей надбавки» к возвратному акцизу, которую будут получать нефтеперерабатывающие предприятия при условии удержания ими цен на моторные топлива не выше заранее заданного уровня.

Принятые Правительством меры позволят получить полный контроль над ценами на внутреннем рынке моторных топлив за счет компенсационного механизма — демпфера, который вернет нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке. При этом Правительство также закрепило за собой в законе право повышать экспортную пошлину на нефтепродукты как крайнюю меру, позволяющую регулировать объем предложения на внутреннем рынке и, соответственно, предотвращать резкий рост розничных цен на топливо.

Аналитик «Финам» Алексей Калачев считает, что для отрасли влияние «налогового маневра» будет незначительным и, по сути, не отразится на внутренних ценах на нефтепродуктах. По подсчетам Анны Львовой, объем производства бензина НПЗ, которые не смогут получить обратный акциз, невелик. Их доля на рынке составляет около 3-4% от переработки в России.

«Таким образом, потери составят около 4 млрд. рублей в 2019-м году. В дальнейшем, по мере снижения пошлин, потери будут расти, ведь в 2019-м году пошлины будут снижены только на одну шестую, соответственно, эффект от налогового маневра составит одну шестую от эффекта в 2024-м году, когда он будет завершен», — сказала эксперт, однако подчеркнула, что основное влияние на отрасль в 2019-м году окажет не «налоговый маневр», а меры по регулированию топливного рынка: рост акцизов, введение демпфера и «заморозка» мелкооптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо.