«Самому забронировать электронную очередь в МАПП «Забайкальск» практически нереально»
4 июня 2025 г.17:46

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
На днях Министерство транспорта РФ наконец-то провело совещание по проблемам функционирования электронной очереди в МАПП «Забайкальск». А основная проблема там в том, что, как отмечают перевозчики, самостоятельно зарезервировать себе слот в системе практически невозможно. Чтобы получить бронь, необходимо в любом случае обращаться к посредникам. В итоге, электронная очередь, которая считается бесплатной, стоит от 15 тыс. до 30 тыс. рублей только за одно место.
Итак, дважды в день в одно и то же время на портале Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) «выбрасывают» слоты для МАПП «Забайкальск»: в пять утра — для бронирования мест на завтра (по 3-4 машины в час) и в 10 утра — для бронирования на две недели вперед (от 7 до 11 машин в час).
Однако даже если зайти на портал ровно в это время, то никаких свободных слотов там уже не обнаруживается. То есть: брони (а если на две недели вперед, то это около 240 мест) разлетаются буквально за каких-нибудь 30 секунд.
И можно было бы предположить, что просто есть более проворные перевозчики, которые могут за миллисекунды оформить себе резерв, если бы не одно «но»...
Как поясняют участники рынка, для того чтобы добраться до слотов, необходимо не просто зайти на сайт ГИС ЭПД (а вход осуществляется через портал госуслуг), но еще и пройти специальную капчу. На капчу, которая якобы и должна защищать от ботов и которую должен преодолеть каждый, как раз таки и требуется определенное количество секунд, по прошествии которых (когда пройдешь капчу) свободных мест в электронной очереди уже нет.
То есть: можно сделать вывод, что в системе орудуют боты. Вернее, с утра, кажется, там только одни боты и работают, подчеркивают опрошенные нами перевозчики.
Каким тогда образом можно забронировать место в системе?
Только через посредников, которые, опять-таки, тоже используют ботов.
При этом есть несколько схем, когда от имени перевозчика посредники осуществляют бронирование. Например, перевозчику высылают QR-код, он таким образом подтверждает удаленный доступ в свой личный кабинет на портале резервирования — и посредники под его аккаунтом своими ботами начинают мониторить свободные слоты и, как только появляется место, бронируют его.
Или, например, перевозчик дает посредникам номер черновика заявки, номер машины и планируемую дату заезда. Имея эти данные, они с помощью ботов мониторят необходимое место в электронной очереди и «перехватывают» его.
В общем, получается, что сделать бронь в системе действительно можно только с помощью ботов. Стоимость одного слота при этом варьируется от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.
И перевозчики вынуждены каждый раз платить эту сумму, иначе они в принципе останутся без заезда в МАПП «Забайкальск». Потому что, как они постоянно подчеркивают, самому зарезервировать место в системе практически невозможно.
Как рассказал нам один из участников рынка, ему только единожды удалось получить бронь без посредников, да и то это было в январе, в дни новогодних каникул, когда транспортный поток через МАПП «Забайкальск» был небольшой.
При этом в других пунктах пропуска, где действует система электронной очереди (МАПП «Чернышевское» на границе с Литвой, МАПП «Бугристое» на границе с Казахстаном, МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном), таких проблем нет. Там просто заходишь в систему и спокойно выбираешь нужные тебе день и время заезда, отмечают перевозчики.
Что же собирается сделать Министерство транспорта, чтобы решить проблему?
По итогам совещания в ведомстве определили четыре ключевых шага для нормализации ситуации в МАПП «Забайкальск».
1. Разработать и внедрить технические решения, которые позволят заранее обнаруживать и пресекать использование ботов. Они якобы будут включать многоуровневую систему защиты: от внешней фильтрации трафика до анализа действий пользователей.
2. Ввести ограничения на возможность отмены бронирования: в одном личном кабинете можно будет отменить не более 9 заявок на разные транспортные средства.
3. Блокировать пользователей, которые регулярно нарушают правила бронирования, и предусмотреть проверку данных о транспортном средстве.
4. Наладить оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по фактам незаконной продажи мест в электронной очереди.
Как именно эти меры будут осуществляться на практике и смогут ли они решить проблему в МАПП «Забайкальск», мы узнаем чуть позже. Ну, или не «чуть»...