Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Итоги недели: независимым АЗС разрешили поднять цены на 4%. Месяц назад их за это собирались штрафовать…

3 декабря 2018 г.
Итоги недели: независимым АЗС разрешили поднять цены на 4%.

Олег Харсеев/Коммерсантъ

На прошедшей неделе (и в преддверии новогоднего повышения акцизов это даже как-то настораживает) в Правительстве опять вернулись к «топливному» вопросу. Вице-премьер Дмитрий Козак, наконец-то, встретился с представителями независимых сетей, а различные ведомства (что, опять-таки, настораживает) в очередной раз заговорили о механизмах сдерживания цен.

Правительство, кроме того, озаботилось высокими технологиями и официально запустило эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей, а Украина ввела военное положение и запретила въезд российским мужчинам от 16 до 60 лет.

«Топливный» вопрос

«Топливная» неделя началась со знаменательного события: 27-го ноября «Роснефть» в полном объеме вернулась на биржу.

До этого, с 19-го ноября, она заключала на бирже только адресные сделки, а до того, с 15-го ноября, просто прекратила торги топливом, оставив для игроков биржи лишь мазут.

Согласно официальной позиции компании, таким образом она пытается бороться со «спекулянтами», якобы виновными в разгоне цен на топливо. «Спекулянты» в понимании «Роснефти» — это трейдеры, услугами которых, как отмечают представители отрасли, активно пользуются независимые АЗС. Хотя бы потому, что они, в отличие от нефтяных компаний, предоставляют отсрочку платежа до реализации продукции.

Впрочем, «Роснефть» вернулась на биржу не просто так. Прежде компания вместе с ФАС подготовила проект (он сейчас направлен в Центробанк) изменений правил торгов. По мнению экспертов, «выдавить» трейдеров с биржи он не сможет, однако усложнить им работу — вполне.

И вот тут стоит упомянуть, что, по одной из неофициальных версий, «демарш» «Роснефти» и был как раз таки связан с желанием уменьшить количество конкурентов в виде независимых сетей. Ведь на них компания тоже неоднократно в последнее время обрушивалась с претензиями.

Следующим событием «топливной» недели стала долгожданная встреча вице-премьера Дмитрия Козака с представителями независимых АЗС. Завершилась она даже как-то неожиданно: независимым АЗС разрешили установить цены на 4% выше тех, что действуют на АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям.

Неожиданность заключается в том, что еще месяц назад Дмитрий Козак, наоборот, поручил активизировать внеплановые проверки независимых сетей именно по тому, что цены на них на те самые 4% превышают установленный уровень.

С одной стороны, предоставленные послабления говорят о том, что Правительство в какой-то мере все-таки признало сложное положение независимых игроков, которые из-за действующей «заморозки» розничных цен и невозможности, в отличие от АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, компенсировать убытки из других источников «докатились» до минимальной маржи.

Однако с другой — вряд ли разрешение поднять цены как-то упрочит их финансовые позиции: еще летом президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отмечал, что из-за невозможности держать цены хотя бы на уровне с АЗС нефтяных компаний независимые игроки потеряли порядка 30% клиентов.

Завершилась же «топливная» неделя размышлениями ФАС и Министерства финансов на тему: способны ли предпринимаемые меры сдержать рост цен на топливо?..

ФАС, в частности, выступает (и делает это не однократно) за введение гибкого акциза, зависящего от мировых цен на нефть, и считает, что только он способен без всяких там «заморозок» и компенсаций регулировать баланс внешнего и внутреннего рынков и не дать последнему истощиться от дефицита.

Министерство финансов, в свою очередь, опасается, что при ценах на нефть выше 90 долларов за баррель гибкий акциз рискует стать отрицательным, что в переводе означает: «Казна останется без доходов». Ведомство на 99,9% уверено, что демпфирующий механизм, который запустится с нового года вместе с доработанным «налоговым маневром» и в рамках которого нефтеперерабатывающим заводам будут компенсировать часть недополученной из-за сокращения внешних поставок прибыли, вполне способен сдержать рост цен на бензин и дизельное топливо.

Тем более что, по условиям механизма, получить компенсацию предприятия смогут только после того, как выполнят обязательства по наполнению внутреннего рынка.

То, что в Правительстве после казалось бы успокоительного подписания соглашения с нефтяниками снова вернулись к «топливному» вопросу, совсем не случайно.

С 1-го января в рамках «налогового маневра» повышается налог на добычу полезных ископаемых, до 20% — налог на добавленную стоимость и в 1,5 раза — акцизы. На эти три налога приходится около 70% стоимости топлива.

«Высокотехнологичный» вопрос

В понедельник, 26-го ноября, Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

Эксперимент, который будет проходить в Москве и Татарстане, официально начался 1-го декабря, завершиться он должен 1-го марта 2022-го года. За три года (ну, чуть больше) экспериментаторы должны ответить на вопрос, насколько вообще целесообразно использовать автомобили без водителей, а также подготовить для их внедрения инфраструктуру и законодательство.

В части последнего, кстати, мало прописать разрешение на выезд беспилотников на дороги — необходимо еще проработать распределение ответственности при ДТП (и предусмотреть также ответственность вандалов, повреждающих лидары и радары автомобиля), проработать вопрос о персональных данных и пр. и пр.

По планам Правительства, к 2025-му году по российским дорогам уже должно разъезжать больше 20 тыс. «умных» машин. Заявки же на участие в самом эксперименте начали принимать с 1-го декабря. Сообщается, что на их анализ уйдет порядка 3-4 месяцев. А чтобы потом беспилотники не затерялись в потоке, их оснастят специальным знаком с буквой «А».

Напомним, кстати, что до конца этого года на трассе М-11 должны были провести испытание беспилотных грузовиков (и соответствующее поручение Дмитрий Медведев в свое время тоже подписал), однако что-то пошло не так (по официальной версии «задержались процедуры Минтранса и «Автодора») и тестирование отложили до следующего года.

Впрочем, в любом случае беспилотники если и выедут на дороги, то только когда растает снег и потеплеет, потому что, и официальные лица это сами признают, российские дороги в большинстве своем, в принципе, не готовы к принятию «умных» автомобилей, а уж в условиях зимы — тем более.

Политический вопрос

На прошедшей неделе в очередной раз обострились российско-украинские отношения. Обострились до того, что к концу недели отечественные транспортные компании, как узнал Trans.ru, начали запрещать своим автомобилям движением транзитом по Украине.

Запрет появился не просто так, из широты патриотических чувств: после задержания из-за инцидента в Азово-Черноморской акватории украинских моряков некоторые общественные организации Одессы объявили акцию по «розыску» российских фур. У российских грузовиков снимали номера, тем самым вынуждая их водителей остаться на территории Украины, с тем, чтобы потом обменять их на военных.

Местная полиция, правда, вмешалась и успокоила «патриотов», однако нормальной ситуацию все равно назвать нельзя.

Тем более что в пятницу, 30-го ноября, стало известно о намерении Украины ввести запрет на въезд в страну мужчин с российскими паспортами от 16 до 60 лет. Представитель АСМАП, в свою очередь, уверяет, что запрет никоим образом не коснется российских дальнобойщиков, но кто его знает…

Страховой вопрос

Несмотря на то что реформа ОСАГО еще усиленно готовится (она, по всей видимости, в своем первом этапе стартует с начала следующего года), в «автогражданку» все равно продолжают вносить изменения и предложения.

Во-первых, с 1-го декабря расчет «ремонтных» выплат производится по обновленным справочникам, что должно приблизительно на 6,5% увеличить страховые компенсации.

А во-вторых, депутаты предложили до 1 млн. рублей (сейчас  максимальный штраф составляет 300 тыс. рублей) ужесточить наказание для тех страховщиков по ОСАГО, которые отказывают клиентам в своих услугах.

Конечно, страховые компании понять можно: кому охота, выдавая полис «рьяному ДТП-вщику», заранее подписываться на выплаты?.. Вот только если все будут отказывать, кто же его тогда застрахует по обязательному-то виду страхования?..

Кстати, с началом реформы процент отказов в любом случае должен уменьшиться хотя бы потому, что у страховщиков появится больше возможностей для маневра: границы тарифного коридора растянутся на 20% вверх и вниз.

Второй этап реформы, в свою очередь, даст еще больше возможностей: по планам Министерства финансов он должен разрешить страховщикам еще на 30% поднимать максимальную ставку тарифа.

И напоследок: «глупый» вопрос

27-го ноября всероссийско известный «мост глупости» в Санкт-Петербурге отпраздновал свой очередной юбилей — 160-ю Газель, водитель которой не заметил несколько знаков «Ограничение высоты», установленных ограничителей и крупной надписи «Осторожно! Низкий мост! Газель не проедет».

Предыдущий юбилей, 150-ю Газель, мост отметил не так уже давно — ровно полгода назад, 27-го мая.

Под мостом, напомним, застревали уже даже автобусы, а в июле под него чуть не занесло «полноценный» грузовой автомобиль (благо, удар на себя приняли ограничители).

Тут, конечно, и водители, которые испытывают на прочность традиционное «авось», удивляют, и власти, которые ничего не могут поделать с ситуацией, тоже. В конце мая, правда, вице-губернатор города «рекомендовал» подумать, можно ли увеличить габариты моста, но думы, по-видимому, все еще продолжаются