Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Это вам не нефть качать: Глава «Роснефти» призвал независимые АЗС повышать свою рентабельность

14 ноября 2018 г.
Глава «Роснефти» призвал независимые АЗС повышать свою рентабельность

Андрей Рудаков/Bloomberg

Глава «Роснефти» Игорь Сечин призвал независимые сети АЗС повышать рентабельность за счет дополнительных услуг. Такое мнение, как сообщает ТАСС, он высказал журналистам в рамках визита Президента РФ Владимира Путина в Сингапур.

«Во всем мире все независимые сети существуют только при нефтепереработке. Все сети связаны с нефтепереработкой. Кто хочет работать независимо — может работать, но при этом должен поднимать и увеличивать объем дополнительных услуг, на этом зарабатывать», — сказал Игорь Сечин.

Напомним: в сентябре в Правительстве одобрили инициативу о возврате на АЗС торговли алкогольными напитками (она была запрещена в 2011-м году). Считается, что это должно дать АЗС, а особенно независимым игрокам, дополнительные источники дохода из-за сложной ситуации на топливном рынке.

Глава «Роснефти» также считает, что некоторые ведомства и различные топливные союзы намеренно искажают картину рынка, утверждая, что независимые сети поставляют на рынок порядка 60% потребляемого в розницу топлива.

«Это вообще не соответствует действительности. Ровно наоборот. По проливам, то есть по фактической реализации топлива, 70% рынка — это ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании - прим.) и порядка 30% — это независимые сети», — добавил Игорь Сечин.

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза, одного из объединений независимых АЗС, говорил ранее, что они «вынуждены выживать» в текущих условиях, когда из-за «заморозки» розничных цен с 30-го мая и продолжающегося роста оптовых работали на грани доходности, и предлагал отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Президент другого объединения, Российского топливного союза, Евгений Аркуша рассказывал, что рост цен на моторное топливо привел к потере независимыми АЗС порядка 30% клиентской базы.

Вице-премьер Дмитрий Козак, в свою очередь, обращал внимание Правительства на «безобразия на независимых АЗС», в том числе на низкое качество топлива. Он также отмечал, что Федеральная антимонопольная служба и Министерство энергетики до конца декабря проанализируют деятельность независимых АЗС в регионах. Если окажется, что некоторые сети занимают монопольное положение, с ними также будет подписано соглашение о стабилизации топливного рынка.

Предложение провести анализ экономического положения и деятельности независимых АЗС, а также распространить любые возможные договоренности по стабилизации цен на нефтепродукты на всех участников рынка, включая независимые сети, выдвинула компания «Роснефть». По мнению нефтяной компании, независимые сети не несут никакой ответственности за устойчивое обеспечение нефтепродуктами потребителей в регионах, а в ряде субъектов РФ «фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли».

«Роснефть» считает, что независимые АЗС привыкли осуществлять свою деятельность в «серой зоне», без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов.

Напомним: недавно стало известно, что на АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям, вводятся т.н. «сервисные сборы» за пользование топливными картами. Таким образом, вместе с отменой скидок (а отменять скидки крупные сети АЗС начали после «заморозки» розничных цен в конце мая) для корпоративных клиентов цена бензина может подняться на 1% выше «цены стелы», дизельного топлива — на 5% (притом что ФАС должна следить за тем, чтобы топливо не продавалось в розницу выше «цены стелы»). Эксперты считают, что с помощью введения «сервисных сборов» нефтяные компании пытаются обойти действующую фиксацию цен.

Универсальные решения по топливу

Правительство и нефтяные компании на совещании, прошедшем 31-го октября, договорились о мерах по стабилизации топливного рынка. Нефтяники обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо с 1-го ноября по 31-е декабря на уровне июня 2018-го года, а с 1-го января по 31-е марта 2019-го года удерживать их на уровне прогнозируемой в стране инфляции.

Соглашение с Министерством энергетики и ФАС подписали «Роснефть», «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Русснефть», «Газпром нефть», «Новый поток», «Нефтегазхолдинг» бизнесмена Эдуарда Худайнатова, «Лукойл», «Таиф-НК» и «Татнефть».

Вместе с тем действующая договоренность — это временная мера. Глава «Роснефти» вместе с другими игроками рынка ждет от Правительства универсальных решений топливного вопроса.

«Сейчас временные меры по стабилизации (внутреннего рынка топлива - прим.) приняты, за период до 31-го марта будут выработаны более универсальные решения. Мы такие предложения сделали со своей стороны — это и «плавающий» акциз, перенос акциза с НПЗ на колонку конкретную (на АЗС - прим.), механизмы реализации этих предложений есть», — сказал Игорь Сечин.

Он также отметил, что компания уже работает с онлайн-кассами, которые передают информацию сразу в ФНС.

Среди прочих предложений глава «Роснефти» отметил инициативу о справедливом распределении поставок на внутренний рынок по всей добыче. «Если у нас в стране 520 млн. добывается, а потребляем мы примерно 90 млн. нефтепродуктов — это примерно 17,5%. 17,5% на каждую добычную лицензию должно быть обязательством о поставках на внутренний рынок с переработкой и реализацией нефтепродуктов на внутреннем рынке», — добавил он.

Напомним: ранее Правительство в целях стабилизации рынка рассматривало возможность введения лицензирования экспорта, которое подразумевает, что нефтеперерабатывающие заводы получат разрешение на экспорт нефтепродуктов только в том случае, если выполнят свои обязательства по наполнению внутреннего рынка.

Кроме того, Правительство до 1-го марта 2019-го года должно проработать механизм введения «гибкого» акциза на топливо, ставка которого будет зависеть от цены нефти на мировом рынке.