Федеральная антимонопольная служба не верит в возможность введения гибкого акциза на топливо в этом году

1 декабря 2018 г.00:05

Федеральная антимонопольная служба не верит в возможность введения гибкого акциза на топливо

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает гибкий акциз на бензин и дизельное топливо, зависящий от цен на нефть, самым эффективным инструментом стабилизации топливного рынка. При этом ведомство, цитирует ТАСС заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, не верит в возможность введения такого акциза в 2019-м году в качестве альтернативы демпфирующему механизму, который заработает с 1-го января будущего года и компенсирует нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке.

«В плане [эффективности] экономического регулирования — у него [гибкого акциза] выше [чем у демпфирующего механизма]. Он сейчас находится в проработке. Понятно, что он не будет в 2019-м году внедрен, мы его наряду с другим мерами прорабатываем», — сказал Анатолий Голомолзин.

Глава Российского топливного союза (объединяет независимые АЗС) Евгений Аркуша считает, что плавающий акциз для независимых АЗС был бы лучшим механизмом, чем действующая система с фиксированными акцизами.

«Мы больше бы приветствовали прямое снижение акцизов без всякого плавания. Но мы понимаем, что есть необходимость его увеличения, в том числе из-за дорожных фондов (дорожные фонды финансируются из полученной с акцизов прибыли - прим.). Плавающий акциз лучше, чем постоянный», — отметил Евгений Аркуша.

«Размер дорожных фондов тогда тоже будет плавающим?» — спросил его глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Алексей Сазанов.

По его словам, Минфин готов участвовать в проработке этого вопроса, но министерство пока настроено скептически к перспективам внедрения гибкого акциза.

«Он работает только в определенных диапазонах. Когда цена нефти будет 90 долларов за баррель, плавающий акциз станет отрицательным. Это означает, что мы будет импортерам доплачивать за то, чтобы они привозили на внутренний рынок нефтепродукты. Это факт», — подчеркнул Алексей Сазанов.

Демпфирующий механизм, по его словам, лишен этих недостатков: «Мы открыты к дискуссии про плавающий акциз, но нужно понимать, что его действие ограничено 75-85 долларами за баррель. Сверх этого он станет либо отрицательным, либо снова нужно будет вводить демпфер. Тогда зачем мы отказываемся от демпфера?»

Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин, в свою очередь, заявил, что не видит особой разницы между двумя механизмами, но считает гибкий акциз более простым инструментом, так как он напрямую относится к регулированию рынка бензина и дизельного топлива.

Напомним: до 1-го марта 2019-го года министерства и Федеральная антимонопольная служба должны по поручению Правительства проработать варианты замены фиксированного акциза на топливо гибким. Решение о возможности применения нового механизма и способах его реализации должно быть принято к 31-му марта, когда истекает срок «заморозки» мелкооптовых цен на топливо.

При этом с 1-го января 2019-го года акцизы увеличиваются приблизительно в полтора раза от действующего уровня: с 8 213 до 12 314 рублей за тонну бензина и с 5 665 до 8 541 рубля за тонну дизельного топлива.