Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

«Роснефть» возобновила торги топливом на бирже в полном объеме

28 ноября 2018 г.03:11

«Роснефть» возобновила торги топливом на бирже в полном объеме

27-го ноября «Роснефть» возобновила торги бензином и дизельным топливом, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Как сообщил изданию «Коммерсантъ» один из участников торгов, компания начала продавать топливо в обычном режиме — всем покупателям на всех базисах. До этого, 19-го ноября, «Роснефть» после жалоб потребителей вернулась на биржу для работы в ограниченном режиме — только в виде адресных сделок.

Напомним: 15-го ноября «Роснефть» без объяснения причин полностью прекратила торги на бирже бензином, дизельным топливом и авиационным керосином. Позже пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев в интервью изданию Business FM в «ироничной» форме отметил, что у компании якобы нет никаких обязательств перед независимыми АЗС и трейдерами и что свои обязательства по наполнению внутреннего рынка компания выполняет за счет прямых сделок и поставок топлива на свою сеть АЗС. «Мы чем-то обязаны этой бирже, женились на ней, мы клялись чем-то?..» — прокомментировал ситуацию Михаил Леонтьев.

До этого «Роснефть» неоднократно выступала против независимых АЗС, обвиняя их в недобросовестности, монополизации рынка и желании выбить для себя льготы. Поэтому в «демарше» компании многие эксперты увидели попытку «выдавить» независимый сегмент рынка, так как основными участниками биржи являются именно независимые АЗС и трейдеры, которые также выступают посредниками для независимого сегмента.

Однако сама компания официальной причиной прекращения торгов назвала борьбу со спекулянтами, разгоняющими цены. По данным «Роснефти», доля компаний-перекупщиков на бирже составляет 80%. В одном из своих заявлений она привела в пример «Солид-товарные рынки» и аффилированные с трейдером структуры, подчеркнув, что они «получают максимальные объемы биржевых продуктов на интересующих их базисах».

При этом независимые АЗС отмечают, что трейдеры являются необходимым звеном биржевых торгов, в частности потому, что, в отличие от нефтяных компаний, продают топливо на условиях отсрочки платежа до реализации продукции.

В то же время источники «Коммерсанта» в отрасли предполагают, что «Роснефть» решила в полном объеме вернуться на биржу, так как ей удалось добиться частичного удовлетворения своих требований по борьбе со «спекулянтами».

Так, «Роснефть» и СПбМТСБ совместно с ФАС подготовили предложения по ужесточению участия в биржевых торгах, которые сейчас находятся на рассмотрении в Центробанке. Среди прочего они предусматривают повышение денежного обеспечения для трейдеров для участия в торгах, введение штрафов за разрыв сделки и увеличение суммы неустойки за неисполнение сделки, а также запрет «осуществлять продажи и перепродажи на базисах производителей». Последнее, как отмечает издание «Коммерсантъ», может усложнить деятельность трейдеров, так как «значительную часть своего товара, который они покупают на базисах НПЗ, они там же и продают».

Кроме того, еще одной причиной возвращения на биржу эксперты называют то обстоятельство, что «Роснефть» производит больше нефтепродуктов, чем продает через собственную сеть АЗС.

Напомним, что в начале ноября «Роснефть» вместе с другими крупными нефтяными компаниями подписала соглашение по стабилизации внутреннего топливного рынка, в соответствии с которым обязалась осуществлять поставки на биржу в объеме «уровень прошлого года + 3%».

На компанию распространяется также совместный приказ ФАС и Министерства энергетики, который диктует равномерно и регулярно в течение месяца продавать на бирже не менее 10% произведенного бензина и не менее 5% дизельного топлива.

Кроме того, «Роснефть» с момента получения в 2012-м году контроля над ТНК-ВР и в 2016-м году — над «Башнефтью» также должна выполнять предписания ФАС об обязательных продажах нефтепродуктов на бирже.