Первый дайджест в новом году: еще один участок трассы перевели в платный режим, Росавтодор объявил размер нового тарифа «Платона»

17 января 2022 г.15:19

Подводим итоги двух первых недель 2022 года в транспортной сфере

platon.ru

Начало года, кроме того, отметилось продолжением роста цен на дизельное топливо и повышением стоимости страхования ОСАГО. Из особенно важного для перевозчиков отметим то, что Федеральная налоговая служба, наконец-то, утвердила формат транспортной накладной, и напомним также про другие новогодние изменения.

В России на одну платную дорогу стало больше

Вернее — на один платный участок. Им стал участок трассы М-1 «Беларусь» в Московской области — от деревни Ликино до города Кубинка. Плату за проезд по нему начали взимать аккурат сразу после новогодних праздников — с 11-го января.

Путь по отрезку длиной чуть более 30 км (с 33-го по 66-й километр дороги) без всяких льгот (то есть при оплате картой или наличными) для легкового автомобиля стоит 100 рублей в будни и 120 рублей — с пятницы по воскресенье, для грузовиков цена в любой день недели одинакова и в зависимости от габаритов варьируется от 150 до 330 рублей.

В свою очередь, абонемент на поездки может дать экономию до 30%.

Отметим: участок перевели в платный режим после завершения работ по его реконструкции, в результате которой, в частности, число полос для движения увеличилось с четырех до шести.

При этом с обеих сторон от трассы были проложены двухполосные дороги: они стали бесплатными альтернативами для платного участка.

Сейчас уже одобрена проектная документация на реконструкцию следующего участка трассы М-1 «Беларусь» — с 66-го по 84-й километр. По окончании работ его тоже планируют перевести в платный режим.

Известен новый тариф в системе «Платон»

С 1-го февраля он увеличится на 20 копеек и составит 2,54 рубля за километр.

Что примечательно, изначально, полгода назад, планировалось, что плата за проезд грузовых автомобилей от 12 тонн по федеральным трассам с 1-го февраля подорожает только на 10 копеек.

Однако поскольку в основе повышения — индексация, а инфляция к концу года ускорилась и достигла 8,4% (вопреки ожидаемым в начале 2021-го года 4%), тариф все-таки поднимут более значительно.

Интересно, как это отразится на ставках перевозчиков, которые и без того росли на протяжении всего прошлого года. Причем по некоторым направлениям их рост даже достиг 100%.

Тарифный коридор в ОСАГО снова расширили

Изменения вступили в силу с 9-го января. И если для легкового транспорта расширение тарифного коридора в обе стороны составило только 10%, то для грузовых автомобилей оно оказалось более серьезным — сразу на 30%.

В принципе, это не значит, что чуть ли не на 30% повысится (или снизится) стоимость полиса. Просто у страховщиков теперь еще шире возможности для выбора как можно более индивидуальной базовой ставки.

Для аккуратного водителя/перевозчика — более низкая ставка, для менее добросовестного (как полагает страховщик) — повыше.

Однако с 1-го апреля должен еще измениться расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), который зависит от истории аварийности водителя или владельца транспортного средства.

В частности, максимальное значение КБМ увеличится сразу на 60%. А это значит, что для тех, у кого в недавнем «анамнезе» есть ДТП, стоимость полиса точно вырастет.

ФНС утвердила формат электронной транспортной накладной

Вообще, именно с этого года и должен начаться официальный переход на электронные транспортные накладные. Так, с 1-го января заработали поправки в ПДД, в соответствии с которыми перевозчики для проверки на дороге могут предъявлять документы, в том числе транспортную накладную, в электронном виде.

Кроме того, с 1-го января в Устав автомобильного транспорта введена специальная отдельная статья, регулирующая электронный документооборот в грузовых автомобильных перевозках.

Он, напомним, возможен посредством информационных систем операторов, прошедших (причем речь идет как о самих операторах, так и их системах) через специальный допуск.

С 10-го же января начал действовать утвержденный Федеральной налоговой службой формат электронной транспортной накладной, а также электронной сопроводительной ведомости для контейнерных перевозок и электронного заказ-наряда для фрахтования транспортного средства.

А это значит, что теперь электронные перевозочные документы абсолютно официально имеют такую же силу, как и их бумажные аналоги.

Правда, для того чтобы система действительно функционировала на практике, должны быть предприняты еще кое-какие меры. Как минимум, должен быть создан широкий реестр операторов электронного документооборота, а для этого должны быть утверждены требования к их информационным системам.

Кстати, с января этого года на портале госуслуг обещали запустить специальный суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов» как раз таки для оформления электронных перевозочных документов, но этого пока не произошло…

А в то же время с 1 марта должна измениться форма транспортной накладной

В частности, в ней с 17 до 12 сократится число разделов. Правда, разделы не столько напрочь убрали из транспортной накладной, сколько просто совместили друг с другом, соединив информацию, которая прежде делилась на несколько граф, в одну графу.

Однако вот раздел, касающийся стоимости перевозки, действительно претерпел изменения. Если сейчас в нем цена на услуги перевозчика указывается дифференцированно (то есть записывается сумма таможенных пошлин и сборов, платы за проезд по платным дорогам, расходов на дезинфекцию и пр.), то с 1-го марта в накладной будут просто называть стоимость перевозки: отдельно — без налога и отдельно — с налогом.

Отметим: последний раз форма транспортной накладной менялась год назад. Тогда в ней, в частности, напомнили место для экспедитора. Он должен указываться в графе «грузоотправитель».

А для того чтобы не было никаких недоумений, в графе «грузоотправитель» специально предусмотрели окошечко «клиент» — поле для непосредственного заказчика перевозки, если она выполняется именно с помощью экспедитора.

Еще из будущих планов: Министерство транспорта затеяло переход на онлайн-тахографы

Правда, пока такая инициатива имеет только вид проекта. Как раз в конце прошлого года завершилось публичное обсуждение документа. Сейчас, по идее, Министерство экономического развития должно было взяться за оценку его регулирующего воздействия на бизнес.

Таким образом, судьба проекта пока остается неизвестной.

Однако в соответствии с предварительными планами переход на онлайн-тахографы (устройства передают информацию в систему о соблюдении режима труда и отдыха непосредственно во время движения транспортного средства) должен начаться с сентября текущего года.

При этом он (то бишь переход) будет добровольным, а первое время поступившие в систему онлайн-данные не будут передаваться в надзорные органы для вынесения штрафов.

А теперь то, что уже произошло: для среднетоннажных грузовиков ужесточили пропускную систему в Москву

А именно: с 1-го января грузовым автомобилям от 3,5 до 12 тонн пропуск для въезда в Москву требуется не только в дневное, но и в ночное время.

Эти пропуска, напомним, оформляются отдельно. Перевозчик при этом может иметь как ночной, так и дневной пропуск. Дневной пропуск действует с 07.00 до 23.00, ночной — с 23.00 до 07.00.

Кроме того, с 1-го января все грузовые автомобили для получения пропуска на въезд в Москву должны быть подключены к Региональной навигационной информационной системе (РНИС).

Обязательный техосмотр отменили, но только для личного легкового транспорта

Таким образом, для грузовых автомобилей вне зависимости от того, зарегистрированы они на физическое или юридическое лицо, ничего не изменится: эти транспортные средства по-прежнему должны проходить технический осмотр.

Причем с 1-го марта текущего года штраф за отсутствие диагностической карты в их случае увеличится и составит 2 тыс. рублей.

А вот для легковых автомобилей и мототранспортных средств, которые зарегистрированы на физическое лицо и не используются в коммерческих или служебных целях, техосмотр действительно стал добровольным.

Правда, за исключением трех ситуаций: постановки транспортного средства на учет, перерегистрации его на другого владельца, а также внесении изменений в конструкцию автомобиля.

Последнее, кстати, не зависит от возраста транспортного средства: при переоборудовании транспортного средства диагностическая карта понадобится в любом случае.

Однако при регистрационных действиях техосмотр является обязательным, если с года изготовления машины прошло более четырех лет (включая год изготовления).

Закон был официально опубликован 30-го декабря прошлого года и с этого же дня вступил в силу.

Для лихачей ввели уголовную ответственность

К уголовной ответственности теперь могут привлечь тех водителей, которые, будучи лишенными прав за повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч или за повторный выезд на встречную полосу движения, снова сели за руль и снова попались на одном из указанных нарушений.

Виды наказания при этом варьируются от штрафа в 200-300 тыс. рублей до лишения свободы сроком до двух лет.

Если же водитель, привлеченный по новой статье к уголовной ответственности, опять допустил то же самое нарушение (превышение скорости более чем на 60 км/ч или выезд на «встречку»), наказание ужесточается до 300-500 тыс. рублей штрафа или до трех лет лишения свободы.

Что важно: при рассмотрении дел по этому составу учитываются только нарушения, зафиксированные непосредственно инспектором ДПС.

Данные с дорожных камер на лишение прав и привлечение к уголовной ответственности никак не влияют и не могут влиять, поскольку штраф с них приходит не конкретно на того, кто действительно был за рулем в момент нарушения, а по общему принципу — на владельца транспортного средства.

Требования ДОПОГ к автоцистернам переносятся на 1 сентября

Напомним: эти требования заключаются в необходимости получения специального свидетельства об официальном утверждении типа цистерны, используемой во внутрироссийских перевозках.

Их пытались ввести еще в 2018-м году, однако тогда же приостановили, а потом неоднократно откладывали.

Прежде «крайний» срок вступления требований в силу был установлен на 1-е января 2022-го года, однако с 1-го января 2022-го года начали действовать изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Так вот, в соответствии с ними требования ДОПОГ к автоцистернам снова переносятся — на 1-е сентября 2022-го года.

С 14 января возобновил работу МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем

Однако пересечь границу через этот пункт пропуска можно только в том случае, если перевозчик значится в списках Росгранстроя.

Чтобы попасть в эти списки, необходимо подать соответствующую заявку (это можно сделать по ссылке).

Кроме того, перевозчик должен своевременно проинформировать о своем приближении к границе китайских партнеров, чтобы они были готовы к погрузке транспортного средства.

Иначе через двое суток он будет исключен из списка Росгранстроя и должен будет подавать заявку заново.

Немного о дорогах: сквозной технологический проезд по трассе «Москва-Казань» обеспечат до конца года

Правда, этот проезд будет открыт только для строительной и другой занятой на работах техники.

Движение для гражданского транспорта на протяжении всей дороги начнется только в 2024-м году.

Хотя не исключено, что некоторые отдельные участки магистрали станут доступны для проезда еще в 2022-2023 годах.

В частности, в этом году могут открыть отрезок в Московской области — от ЦКАД до обхода Орехово-Зуева.

Росавтодор одобрил прохождение нового участка на продолжении трассы «Москва-Казань» до Екатеринбурга

Речь идет об участке «Дюртюли-Ачит» протяженностью 275 км. В то время как большая часть трассы «Казань-Екатеринбург» будет реконструирована из действующих дорог, этот отрезок построят заново.

Он пройдет по территории трех регионов — Башкортостана (140 км), Пермского края (92 км) и Свердловской области (43 км). Проектную документацию на этот участок должны подготовить к 15-му июля текущего года.

Поскольку после этого еще последует рассмотрение проекта Главгосэкспертизой, можно предположить, что активные строительные работы на объекте начнутся только в 2023-м году.

При этом открыть трассу «Казань-Екатеринбург» общей длиной около 810 км должны к сентябрю 2024-го года.

Точные сроки открытия моста «Благовещенск-Хэйхэ» никак не могут назвать

Хотя строительство транспортного перехода было завершено еще в конце 2019-го года…

Не будем сейчас в очередной раз говорить о причинах задержек (вкратце: по официальной версии — коронавирус, по неофициальной — затягивание сроков возведения инфраструктурных объектов — временного пункта пропуска, пункта взимания платы и т.п.).

Напомним только, что месяц назад, в начале декабря прошлого года, губернатор Амурской области Василий Орлов отметил, что открытие моста может состояться в самое ближайшее время.

А уже в начале этого года снова появилось расплывчатое — в первой половине 2022-го года.

Впрочем, на этот раз транспортный переход действительно близок к своему запуску: установлен временный пункт пропуска через границу, готов и пункт взимания платы за проезд.

Начать движение по мосту должны грузовые автомобили. Пассажирскому транспорту разрешат въезд только с завершением постоянного пункта пропуска, которое намечено на конец текущего года.

И напоследок: Правительство думает поддержать АЗС, увеличив компенсации для нефтяных компаний

Да, увеличение компенсационных выплат нефтяным компаниям называется поддержкой АЗС, которые (речь о независимых операторах) эти выплаты ни в каком виде не увидят.

В этот раз планируют поднять процент компенсаций. Если на данный момент нефтяным компаниям по бензину компенсируют 68% разницы между экспортной альтернативой и внутренней условной ценой, а по дизельному топливу — 65%, то сейчас рассматривают возможность увеличения компенсационного коэффициента до 83%.

Вместе с тем тот факт, что в прошлом году нефтяным компаниям после корректировки демпфирующего механизма уже увеличили сумму компенсаций и она, по оценкам экспертов, стала рекордной, в два раза превысив выплаты 2019-го года, никак не помешал тому, что оптовая цена зимнего дизельного топлива, например, за год поднялась более чем на 30%, а розничные цены вышли за пределы инфляции.

Начало текущего года, кстати, дизельное топливо тоже начало с опережения индекса потребительских цен.

При этом автозаправочные станции, несмотря на рост компенсаций нефтяникам, на протяжении прошлого года работали с минимальной или вообще с отрицательной (особенно что сейчас касается дизельного топлива) для себя маржой.

Потому что если рост оптовых цен на топливо в пиковые периоды выражался двузначными числами, то рост розничных цен остался в пределах 10%.

То есть, по сути, временами АЗС были вынуждены продавать топливо дешевле, чем покупали его в опте.

И все из-за негласного соглашения с нефтяными компаниями сдерживать рост розничных цен в пределах инфляции. Но если у АЗС, входящих в структуру нефтяных компаний, есть тыл для такого сдерживания, то у независимых операторов, как вы сами понимаете, его нет…