Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2022-ой год

По оценкам экспертов: в 2021 году нефтяники совокупно получили из бюджета около 650 млрд. рублей компенсаций

13 января 2022 г.16:48

В 2021 году нефтяники получили из бюджета около 650 млрд. рублей

commons.wikimedia.org

Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по итогам 2021-го года могут получить рекордные выплаты по демпферу из бюджета — до 650 млрд. рублей, отмечает ТАСС со ссылкой на подсчеты исследовательской группы «Петромаркет». Напомним: в 2020-м году нефтяные компании остались без компенсаций и сами уплатили в бюджет около 350 млрд. рублей, а в 2019-м году они совокупно получили порядка 300 млрд. рублей.

«В 2021-м году, по нашим оценкам, производители моторных топлив получат из федерального бюджета порядка 650 млрд. рублей за поставку автобензина и дизтоплива на внутренний рынок в качестве демпфирующей надбавки. Это на 130% больше, чем в 2019-м году», — говорится в комментарии руководителя проектов «Петромаркет» Анны Лишневецкой.

При этом общие выплаты нефтяникам за прошлый год с учетом инвестиционной надбавки превысят 1,25 трлн. рублей. Инвестиционная надбавка представляет собой субсидию для НПЗ, которые заключили соглашение с Министерством энергетики и обязались модернизировать мощности для увеличения глубины переработки.

По мнению Анны Лишневецкой, данных объемов государственного субсидирования оказалось достаточно не просто для обеспечения прибыльности, «но и для поддержания чистой маржи переработки на относительно высоком уровне — в среднем, 4 000 рублей на тонну для «сложных» заводов».

Демпфирующий механизм

Демпфер — это специальный налоговый механизм, введенный с 2019-го года после топливного кризиса в 2018-м году, в рамках которого государство компенсирует нефтяным компаниям часть разницы между внешними и внутренними ценами поставок, если экспортная альтернатива является более выгодной. Считается, что в таком случае нефтяники смогут отказаться от части экспорта в пользу внутреннего рынка, благодаря чему на внутреннем рынке не возникнет дефицита топлива, сопровождающегося высокими ценами на него.

При этом, правда, при низкой мировой цене на нефть и нефтепродукты нефтяные компании не получают выплаты из бюджета, а наоборот, сами платят в него. Так, в частности, произошло в 2020-м году на фоне коронавирусных ограничений и сокращении спроса на топлива. За десять месяцев того года нефтяники совокупно уплатили в бюджет 356 млрд. рублей. Кроме того, они делали выплаты и за первые два месяца 2021-го года: за январь — 12,5 млрд. рублей, за февраль — 2,8 млрд. рублей.

Таким образом, компенсационные выплаты из бюджета для нефтяников возобновились только с марта 2021-го года.

В такой ситуации, стоит отметить, они пытались возместить свои убытки, чему, кстати, помог и рост мировых цен на нефть в течение прошлого года: если в середине декабря 2020-го года один баррель нефти марки Brent стоил в районе 50-51 доллара, то на сегодняшний день его цена достигает почти 85 долларов.

Однако помимо этого нефтяные компании также добились корректировки демпфирующего механизма, которая главным образом привела к увеличению компенсационных выплат. При этом в 2022-м году может произойти еще одно изменение формулы демпфера, которое также повлечет рост выплат из бюджета нефтяникам.

По крайней мере, об этом заявил министр энергетики Николай Шульгинов, выступая в конце декабря на телеканале «Россия-24». «Что касается сдерживания темпов роста цен в 2022-м году, Министерство энергетики вместо с ФАС предусматривает внесение изменений в демпфер. То есть увеличиваем уровень компенсации НПЗ, разницу между ценой альтернативы экспортной и внутренней базовой ценой», — отметил глава ведомства.

В то же время стоит напомнить, что вместе с компенсационными выплатами и доходами от экспорта нефтяные компании довольно выгодно продавали топливо на внутреннем оптовом рынке. В принципе, при высоких оптовых ценах (если они более чем на 10% по бензину и более чем на 20% по дизельному топливу выше внутренней условной цены) компенсационные выплаты нефтяникам обнуляются. Однако в течение прошлого года оптовые цены неоднократно подходили к максимально возможным значениям.

В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года цены на зимнее дизельное топливо на бирже к данному моменту выросли на 33,8%, на межсезонное — на 24,6%, на летнее — на 19,5%. Рост биржевых цен на бензин менее значителен, однако на своем пике в середине августа 2021-го года цены на АИ-92 превышали уровень начала 2021-го года на 16%, а цены на АИ-95 на пике в конце сентября — на 18,7%.