Рост цен на дизельное топливо в первую неделю января превысил темпы инфляции
13 января 2022 г.11:46
pixabay.com
Средние розничные цены на дизельное топливо в России с начала года до 10-го января увеличились на 0,7%, превысив тем самым темпы инфляции, которая за тот же период составила 0,56%, ссылается ТАСС на данные Росстата. В то же время рост цен на бензин в первые дни нового года достиг 0,4% и остался в пределах инфляции.
Отметим: ранее в Правительстве РФ и в Министерстве энергетики в частности неоднократно обещали, что не допустят роста цен на топливо в рознице выше уровня инфляции. Однако данные Росстата на начало декабря прошлого года уже показывали, что средние цены на АЗС как на бензин, так и на дизельное топливо опережают темпы инфляции.
Вместе с тем в конце прошлого года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) подчеркнули, что не ожидают резкого роста цен на бензин и дизельное топливо в 2022-м году. Подобное мнение высказал и вице-президент Российского топливного союза (РТС) Ринат Фаттахов, указав, что ситуация 2021-го года, когда цены на топливо резко колебались, а их динамика опередила инфляционную, не повторится в этом году.
«Учитывая регулярный мониторинг ситуации со стороны регуляторов, интерес к биржевым индикаторам цен на бензин и обещанную корректировку демпфирующего механизма, не думаю, что ситуация прошлого года, когда цены в рознице резко меняли динамику, может повториться. Рост стоимости бензина в рознице в 2022-м году сохранится в рамках инфляционных ожиданий», — рассказал он в комментариях ТАСС.
Ринат Фаттахов подчеркнул, что сейчас на внутреннем рынке созданы высокие запасы топлива. Так, только товарные остатки бензина составляют 1,7 тыс. тонн. В начале прошлого года они оказались на минимальных значениях. Поставки на внутренний рынок ежедневно достигают 26-28 тыс. тонн, что почти в 1,5 раза больше, чем в летний период прошлого года. «В настоящий момент предпосылок для серьезного роста цен нет», — подытожил эксперт.
Повышение акцизов и демпфирующий механизм
В то же время стоит напомнить, что в последних числах декабря прошлого года наблюдался резкий рост оптовых цен на зимнее дизельное топливо (впрочем, неуклонным увеличением цены характеризуется весь нынешний сезон). Он приостановился в первую неделю января, когда биржа не работала, а затем опять с роста начал торги в новом году. Правда, по итогам вчерашнего дня, 12-го января, цена пошла вниз и опустилась ниже уровня, с которого возобновились торги.
В целом же, в течение всего прошлого года отмечалась значительная диспропорция в темпах роста оптовых и розничных цен. Если, например, средние розничные цены на дизельное топливо к началу декабря увеличились на 9,3%, то оптовые — более чем на 20%. Такая разница прежде всего ударила по независимым розничным операторам, которые были вынуждены сдерживать рост цен на своих АЗС и потому работали с минимальной или вообще с отрицательной для себя маржой, продавая топливо дешевле, чем его покупали.
Демпфирующий же механизм, который, по идее, должен устанавливать баланс на внутреннем рынке, предусматривает выплату компенсаций крупным игрокам — производителям топлива. В конце прошлого года в Министерстве энергетики подготовили проект изменений, который может еще увеличить сумму компенсаций нефтеперерабатывающим заводам. Считается, что в таком случае они ограничивают поставки на экспорт в пользу внутреннего рынка и удерживают рост оптовых цен, чтобы не лишиться компенсационных выплат.
Правда, при этом компенсаций они лишаются в том случае, если реальная цена более чем на 10% по бензину и более чем на 20% по дизельному топливу превышает внутреннюю условную цену. С начала же этого года внутренняя условная цена была проиндексирована, что дает дополнительные возможности для роста оптовых цен. В прошлом же году цены на бирже неоднократно подходили к допустимому пределу. Таким образом, нефтяники не теряли право на получение компенсаций и при этом продавали топливо на оптовом рынке по максимально возможной цене.
Кроме того, с начала этого года на 4% выросли ставки топливного акциза, что также повышает риск роста оптовых цен на внутреннем рынке.
Розничные цены с 3 по 9 января
По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 3-го по 9-е января 2022-го года увеличилсь на 29 копеек и составили 50,42 рубля за литр. В частности, цены на бензин АИ-92 выросли на 29 копеек, до 47,4 рубля за литр, на бензин АИ-95 — на 28 копеек, до 51,29 рубля за литр, а на бензин АИ-98 — на 25 копеек, до 59,42 рубля за литр.
В свою очередь, дизельное топливо на АЗС в среднем подорожало на 43 копейки — до 54,37 рубля за литр.
При этом рост цен на бензин был отмечен в 79 субъектах России. Значительнее всего он подорожал в Ненецком автономном округе (на 1,9%) и в Новгородской области (на 1,2%). Снижение розничной цены бензина было зафиксировано в Тыве (на 0,2%), в Чеченской Республике и в Орловской области (на 0,1%).
Объем производства бензина в России за отчетный период уменьшился на 7,3% по сравнению с предыдущей неделей — до 783,9 тыс. тонн. Производство дизельного топлива выросло на 2,5% и составило 1 млн. 621,7 тыс. тонн.