Депутаты в первом чтении одобрили скорректированный демпфер

26 мая 2021 г.12:18

Депутаты в первом чтении одобрили скорректированный демпфер

kremlin.ru

Во вторник, 25-го мая, депутаты Государственной Думы одобрили в первом чтении скорректированную формулу демпфирующего механизма, что должно увеличить компенсационные выплаты нефтяным компаниям. И хотя окончательно законопроект успеют принять только где-то к середине июне, в обновленном виде формула будет применяться задним числом — на расчеты с 1-го мая.

Напомним: вкратце суть демпфирующего механизма сводится к выплатам компенсаций нефтяным компаниям взамен на их отказ от части экспорта в пользу внутреннего рынка. Однако таким образом механизм работает при высоких ценах на нефть. При низких, что, в принципе, и случилось в прошлом году, уже нефтяники должны перед бюджетом.

Так, за десять месяцев прошлого года (начиная с марта) они вместе уплатили 356 млрд. рублей, за два месяца текущего года (январь-февраль) — 15,3 млрд. рублей.

Как следствие, когда в конце прошлого года нефть опять начала дорожать, нефтяные компании, стремясь компенсировать свои убытки, все равно стали наращивать экспорт, в результате чего на внутреннем рынке возник дефицит топлива и, соответственно, рост цен.

К марту, например, биржевая цена на АИ-92 «пробила» исторический максимум. И, к слову, только тогда Правительство согласилось скорректировать демпфирующий механизм, хотя прежде нефтяники не один раз обращались в Кабинет министров с такой просьбой.

В целом, корректировка демпфера направлена на увеличение компенсационных выплат нефтяным компаниям. Для этого, как и анонсировало ранее Министерство финансов, в формуле изменят значение внутренней условной цены.

Это значение, которое устанавливается на законодательном уровне, на данный момент раз в год индексируется на 5%, а затем в течение всего года остается неизменным, несмотря на динамику рынка и темпы роста внутренних розничных цен.

Однако с 1-го мая этого года внутреннюю условную цену на бензин уменьшат на 4 тыс. рублей — с 56,3 тыс. до 52,3 тыс. рублей за тонну, а начиная с 2023-го года ее будут индексировать не на 5%, а на 3%.

При этом значение внутренней условной цены на дизельное топливо в этом году трогать не будут. А вот со следующего года ее тоже будут поднимать на 3%.

Поскольку для расчета компенсаций из экспортной альтернативы вычитают внутреннюю условную цену (после чего разницу умножают на объем произведенного топлива и специальный компенсационный коэффициент), снижение внутренней условной цены означает увеличение этой разницы и, соответственно, сумму выплат нефтяникам.

В среднем, дополнительные затраты бюджета в связи с изменением формулы демпфирующего механизма оцениваются в 350 млрд. рублей (с 2021-го по 2023-й год). Половину из этих средств, что примечательно, компенсируют за счет самих же нефтяников — путем повышения налога на добычу полезных ископаемых.

Сам же демпфирующий механизм, отметим, призван стабилизировать ситуацию на внутреннем топливном рынке и не допустить резкого скачка цен на АЗС. Правда, при этом нефтяные компании, по «рекомендации» Правительства, должны сдерживать рост розничных цен в пределах инфляции. В принципе, именно поэтому они и не росли в этом году такими же темпами, как оптовые, хотя независимым АЗС приходилось для этого работать с минимальной или вообще отрицательной для себя маржой.