Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Наш вывод недели: если дорог нет, то и нечего их строить

24 июня 2019 г.09:38

Обзор событий недели в сфере автомобильных грузоперевозок с 17-го по 23-е июня

dementievskiy.livejournal.com

В том смысле, что, хотя мост через Лену в Якутии построить уже, наконец-то, надо, сам по себе-то он, как указал Владимир Путин во время своей «прямой линии», «тупиковая» с точки зрения транспорта точка, не имеет продолжения. Еще на прошедшей неделе мы отметили чехарду с платными дорогами (то вводят штраф за бесплатный проезд по ним, то нет), а также последний отчет «Платона» с очередными высокими цифрами по регистрации. Но это, в принципе, уже давно не новость.

Мост в Якутии, кажется, построят

По крайней мере, его уже внесли в национальную программу по развитию Дальнего Востока.

Правда, радоваться все равно преждевременно.

Во-первых, программу еще не утвердили, а во-вторых, девять лет назад его уже в одну программу включали, а потом спокойно из нее выключили.

Но, оказывается, за все это время мост не построили не потому, что денег нет или они идут на более масштабные инфраструктурно-политические проекты, а потому что: а смысл?

Как отметил в своей «прямой линии» Владимир Владимирович Путин, мост попросту не имеет продолжения: «тупиковая», по словам транспортников, точка.

Спрашивается: а почему тогда к мосту еще и дорог не построить? В Якутии ведь тоже живут люди, пусть и не столько, сколько в Москве, но живут. И ездить по направлениям и быть, например, отрезанными от медицинской помощи им тоже не хочется. Когда вот даже столица республики имеет доступ к федеральным трассам только через Лену.

В Крыму же ничего не помешало к Крымскому мосту еще и «Тавриду» подстроить.

Хотя да, Якутию по зарубежным каналам так часто не показывают и туристов туда массово зазывать не собираются. Оттуда «всего лишь» алмазы и прочее вывозят…

Штрафов за бесплатный проезд по платным дорогам не будет. Пока

Не успели мы узнать, что Правительство подготовило пакет законопроектов, который предусматривает введение штрафа (в размере 2,5 тыс. рублей) за бесплатный проезд по платным дорогам, как стало известно, что штраф пока отменяется.

Совет при Президенте раскритиковал законопроекты и отправил их на доработку.

Как выяснилось, авторы документа (а это, подчеркнем, члены Правительства) не могут, во-первых, составить правильные формулировки. Написали, например, что проезд по платным дорогам возможен только при условии его оплаты, вместо того чтобы сослаться на возможные исключения (не помнят, видимо, о законопроекте, который среди прочего может освободить от оплаты жителей Крайнего Севера, если построенная у них дорога не будет иметь бесплатного дублера).

А во-вторых, не знают, что бесплатный проезд по платным дорогам — это не из области штрафов, а из области возмещения убытков (то есть не административная, а гражданско-правовая ответственность).

Впрочем, рано или поздно положения законов правильно сформулируют и штрафы (ну, или, назовут их неустойкой) все-таки введут. Потому что без них тяжело будет обеспечить оплату за проезд тогда, когда никаких шлагбаумов на дороге не будет и у пункта оплаты проезжать никаким образом не придется (система free flow).

Перевозчики продолжают регистрироваться в «Платоне»

Что уже вполне естественно и ни разу не удивительно.

Из очередного отчета оператора системы отметим разве что количество оформленных бортовых устройств: их за месяц было выдано почти в 1,5 раза больше, чем зарегистрированных транспортных средств.

То есть, видимо, перевозчики уже приходят в «Платон» не по принципу «зарегистрируюсь — а там посмотрю по обстоятельствам», а соглашаются оплачивать проезд регулярно.

О чем, кстати, свидетельствует и сумма ежемесячных сборов в 2,8 млрд. рублей — наибольшая за последнее время.

В ГИБДД рассказали, как они видят новую систему наказаний

С одной стороны, в ведомстве ратуют за то, чтобы сократить количество наказываемых правонарушений, оставив только «наиболее опасные», потому что, почти дословно, государство такое количество правонарушений администрировать уже не способно.

А с другой, предлагают увеличить размеры штрафов для юридических лиц.

Хотя нет, поправочка, официальным языком это называется «ввести оборотные штрафы»: не фиксированные, то есть, а зависящие от объема оборота компании.

Свои идеи МВД озвучило в ходе научно-практической конференции по безопасности движения. А приурочены они, напомним, к перспективе реформирования Кодекса об административных правонарушениях. В новом виде он должен заработать с 1-го января 2021-го года.

Среди других идей ведомства отметим также отказ от административного ареста и расширение полномочий сотрудников до того, чтобы они могли без суда лишать на время водительских прав (как отметил представитель МВД, единственно для того, чтобы без проблем доставить водителя к месту медицинского освидетельствования).

Правительство и парламент не могут договориться о дорожных камерах

Так, 18-го июня депутаты от «Единой России» внесли в Государственную Думу законопроект, который должен «отключить» частные компании от дорожных камер, предоставив исключительное право на их установку, использование и т.п. государственным органам.

По мнению авторов документа, работа комплексов по принципу государственно-частного партнерства, особенно в том случае, когда частнику идет процент от суммы зафиксированных штрафов, как бы сама собой подталкивает к тому, чтобы эти комплексы функционировали не очень-то исправно.

Однако на следующий день стало известно, что Правительство, наоборот, предлагает работать именно по такой схеме. С единственным «но»: невозможно будет выбрать поставщика камер, поскольку по всей территории России он будет единым.

Единым оператором хотят назначить ООО «ГЛОНАСС БДД» — компанию, учрежденную «Ростехом», АО «ГЛОНАСС» и ООО «Сотка высоток» (последняя, как выяснило издание «Коммерсантъ», принадлежит некоему Артему Лопатину, а отношение к ней имеет также жена бывшего министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, который сам на данный момент входит в совет директоров ОА «ГЛОНАСС»).

По идее Правительства, регионы будут платить либо за аренду каждого комплекса 65-90 тыс. рублей в месяц (а по всей стране сейчас установлено порядка 15 тыс. стационарных и мобильных камер), либо по 150-250 рублей за сообщение о каждом нарушении.

Кто и как будет проверять поставляемое единым оператором оборудование на «объективность» и исправность, в Кабинете министров не уточнили.

Легализовать автотюнинг пока можно будет по фотографиям

По крайней мере, введение ГОСТа, закрепляющего жесткие требования к работе специализированных лабораторий, среди которых и обязательная личная, а не дистанционная проверка переоборудованного автомобиля, переносится с 1-го июля этого года на 1-е июля следующего.

Сроки решили сдвинуть потому, что вдруг узнали: в стране, состоящей из 85 регионов, таких лабораторий насчитывается всего 17 штук. То есть, очевидно, многие автовладельцы, кому придется отвозить свой автомобиль за тысячи километров, даже не будут стараться это сделать.

Считается, что за год базу лабораторий удастся нарастить. Впрочем, совсем не исключено, что потом введение ГОСТа опять перенесут.

Хотя вот в ГИБДД отсрочкой не очень-то и довольны. И, конечно, есть резон в позиции ведомства: мол, заключение, сделанное по фотографиям, скорее, напоминает продажу документа. Но нельзя полностью согласиться с тем, что никто не заставляет автовладельцев менять конструкцию своей машины. Потому что если ты перевозишь грузы где-нибудь по Якутии, то установить дополнительный топливный бак — это не столько твое право, сколько жизненная необходимость.

Еще отметим, что сейчас точно так же пытаются скорректировать закон о регистрации транспортных средств.

Год назад его приняли, установив, что с 4-го августа 2019-го года ГИБДД будет только присваивать номерные цифры и буквы, а саму табличку будут выдавать соответствующие частные компании, которые печатью этих знаков и занимаются.

Однако накануне вступления закона в силу тоже «вдруг» узнали, что и такие специальные организации не во всех регионах имеются.

Поэтому сейчас хотят успеть внести в еще не действующий закон поправки, которые оставили бы и за подразделениями ГИБДД обязанность по выдаче номерных знаков.

И вот тут интересно: а то, что дальше Московской области, у нас вообще за страну считают? Иначе непонятно, почему, принимая какие-то ГОСТы и законы, исключительно на главный регион ориентируются.

Министерство промышленности и торговли ратует за запрет автомобилей с грязным выхлопом

В ведомстве призывают придумать механизм, который позволял бы не только измерять «качество» выхлопных газов и штрафовать за несоответствие нормативам, но и сразу же при обнаружении превышения не дать автомобилю ехать дальше.

С одной стороны, для нашей экологии и, как следствие, нашего самочувствия (особенно тех, кто живет в городах) такая инициатива только плюс.

Но вот с другой: как быть с тем, например, что возраст грузового автопарка в нашей стране превышает 19 лет и как минимум 60% грузовиков не подпадают даже под нормы Евро-2 и что состояние отрасли никак не позволяет этот парк экстренно модернизировать?..

За отсутствие полиса ОСАГО хотят лишать прав

Речь, правда, уточним, идет о повторном нарушении. В таком случае водителя предлагают либо оштрафовать не на действующие сейчас 800 рублей (их оставят только для первого раза), а на 5 тыс. рублей, либо лишить права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

Соответствующий законопроект, разработанный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, внесен в Государственную Думу 19-го июня.

Будет ли он принят, еще вопрос. Но вот все равно скажите: нам одним кажется, что тяжесть содеянного никак не дотягивает до меры наказания?..

И еще об ОСАГО: второй этап его реформы могут сдвинуть на полгода

Первым этапом, напомним, считается расширение с 9-го января этого года тарифного коридора на 20% в обе стороны, детализация коэффициента стажа и возраста водителя с 4 до 58 групп и установление (с 1-го апреля) единого годового значения коэффициента бонус-малус.

Вторым должно стать исключение двух основных коэффициентов — мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, а также их замена на коэффициент, зависящий от количества нарушений ПДД, и наделение страховщиков правом увеличивать максимальную базовую ставку (равно как и уменьшать минимальную) сразу на 40%, а затем на 30%.

В Министерстве финансов полагают, что таким образом стоимость полиса ОСАГО станет более справедливой, потому как будет зависеть не от того, на каком автомобиле ты ездишь, а от того, как ты это делаешь.

Когда-то планировалось, что коэффициент мощности автомобиля из расчета уберут с 1-го сентября этого года, а коэффициент территории его использования — с 1-го сентября 2020-го.

Затем очередность вместе со сроками изменилась: территорию решили не учитывать с 1-го января, а мощность — с 1-го октября 2020-го года.

Сейчас законопроект по-прежнему дорабатывается и так еще и не дошел до Государственной Думы. И поскольку к новому году его принять вряд ли успеют, даты, по всей видимости, снова сдвинутся.

То есть: за очередные изменения в тарифах ОСАГО возьмутся где-то летом (а может, и того позже) следующего года.

20 июня на дороги Москвы выехали первые беспилотные автомобили

Пока их только пять (обещают, что потом будет около сотни), а произойти это должно было еще весной этого года.

Отметим, что беспилотный автомобиль из потока машин выделяется буквой А. Бояться его не стоит: за рулем сидит оператор, всегда готовый вмешаться в управление.

Но все равно обращаем внимание на специально подготовленную инструкцию о том, как вести себя с беспилотниками. Не надо его трогать, махать перед ним руками, сигналить оператору и т.п. Да и дорогу следует переходить строго по пешеходным переходам.

Последнее, впрочем, рекомендуем делать в любом случае, даже если едут обычные машины.

И коротко о других событиях

Автомобилю будет присваиваться номер по прописке его владельца

То есть: если вы из Омска, то и машина ваша будет ездить под омскими номерами, даже если регистрировали вы ее в Москве.

Подчеркнем: регистрировать автомобиль в каком угодно, на ваше желание, регионе запрещать никто не собирается.

Инициатива пока имеет вид законопроекта, который уже одобрен Правительственной комиссией, а значит, скоро попадет на рассмотрение парламента.

За месяц грузооборот автомобильного транспорта «просел» на 4,9%

Если в апреле он обгонял прошлогодние значения на рекордные 14,7%, то в мае — на среднестатистические 3,1%.

Выводы никакие пока делать не будем: все-таки в мае мы все слишком долго отдыхали…