Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Министерство финансов изменило планируемые сроки отмены двух коэффициентов в системе ОСАГО

22 марта 2019 г.14:07

Александр Рюмин/ТАСС

Министерство финансов намерено исключить коэффициент территории преимущественного использования автомобиля из расчета стоимости ОСАГО с 1-го января 2020-го года, а коэффициент мощности автомобиля — с 1-го октября 2020-го года, ссылается ТАСС на доработанный законопроект ведомства. В одной из предыдущих версий законопроекта предполагалось, что коэффициент мощности будет отменен с 1-го сентября 2019-го года, а коэффициент территории — с 1-го сентября 2020-го года.

Планируется, что отмена коэффициентов будет заменена большей тарифной свободой для страховщиков: они смогут назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного Центробанком тарифного коридора. С 1-го января по 30-е сентября 2020-го года максимальное отклонение составит 40% как в большую, так и в меньшую сторону, а с 1-го октября 2020-го года — 30%.

Эти отклонения должны нивелировать отмену каждого из коэффициентов и призваны не допустить, чтобы недооценка риска одних страхователей компенсировалась премией других, говорится в пояснительной записке. Сейчас коэффициент мощности в ОСАГО варьируется от 0,6 (соответствует скидке 40% для автомобилей с двигателем до 50 л.с.) до 1,6 (соответствует увеличению базового тарифа на 60% для авто свыше 150 л.с.). Коэффициент территории составляет от 0,6 (например, в Крыму) до 2,1 (в Челябинске), то есть он может увеличивать стоимость полиса до 2,1 раза.

Кроме того, с 1-го января 2020-го года предусматривается повышение страховой суммы за вред жизни и здоровью в ОСАГО с 500 тыс. до 2 млн. рублей.

Как и предыдущие версии, законопроект предполагает, что страховщики будут самостоятельно определять подход к применению базовых ставок тарифов в пределах коридора и смогут учитывать индивидуальные характеристики водителя: стиль вождения, зафиксированный телематическими устройствами, а также количество штрафов за грубые нарушения ПДД.

Принятие документа, как ожидается, станет одним из первых шагов по переходу на рыночные принципы тарифообразования в ОСАГО. При этом законопроект предусматривает, что стоимость ОСАГО не должна превышать трехкратной ставки базового тарифа.

Доработка документа

Вместе с тем Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ подготовил отрицательное заключение на законопроект в текущей редакции и предложил Министерству финансов, следует из проекта заключения, доработать документ.

Норму об увеличении до 2 млн. рублей лимитов выплат за вред жизни и здоровью Совет поддержал. Однако указал, что в предыдущем варианте законопроекта в качестве одного из примеров факторов, влияющих на цену ОСАГО, могут быть неоднократные штрафы за «пьяное» вождение.

В действующей редакции указание на этот фактор исключено, но упомянуты иные, которые могут учитываться при определении тарифа. При этом «пьяное» вождение напрямую влияет на степень риска, считают в совете. В текущей редакции в качестве примеров неоднократных нарушений, которые могут влиять на стоимость ОСАГО, отмечены проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч.

Некоторые замечания, высказанные к прошлой редакции, Министерство финансов не устранило, отмечает Совет: например, об ограничении неустойки, выплачиваемой страховщиками за нарушения сроков при выплате по ОСАГО (в законопроекте предлагается ограничить ее размером страхового возмещения, Совет считает, что эти предложения могут подорвать эффективность стимулирования страховщиков выплачивать возмещение в срок). Кроме того, не разрешены вопросы, связанные с установкой телематических устройств: не определено, за чей счет они устанавливаются и обслуживаются и каковы последствия их сбоев.

Также Совет указал на следующий факт: если учитывать при формировании цены ОСАГО число штрафов за нарушение ПДД, то это невозможно применить, если в полисе не указаны конкретные водители (например, это юридические лица).

Доработать проект с учетом замечаний Совета должны в короткие сроки, сообщил ТАСС источник, знакомый с ходом обсуждения документа. Ранее заместитель министра финансов Алексей Моисеев не исключал, что законопроект будет внесен в Государственную Думу в весеннюю сессию (она длится до 29-го июля).

Статьи по теме

13 декабря 2018 г. в 00:00

Реформа ОСАГО: что же все-таки изменится в «автогражданке»?