Только с начала года объем грузовых перевозок между Санкт-Петербургом и странами Африки вырос в 23 раза

11 июня 2025 г.12:47

Объем грузоперевозок между Санкт-Петербургом и Африкой вырос в 23 раза

pxhere.com

Объем грузовых перевозок между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью и странами Африки только за первые четыре месяца текущего года увеличился в 23 раза, до 4,3 млн. тонн. Об этом, как сообщает издание «dp.ru Деловые новости», в ходе конференции «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях» рассказал заместитель начальника центра по транспортному обслуживанию Октябрьского территориального ЦФТО (структура «Октябрьской железной дороги») Сергей Дорохин. По его словам, такой рост в том числе обусловлен тем, что в последнее время для вывоза зерна и других грузов наряду с портами Азово-Черноморского бассейна стали активнее использоваться северо-западные порты. Кроме того, в Санкт-Петербурге действуют программы поддержки экспорта в страны Африки. Плюс, в условиях санкционных ограничений Африка в принципе стала одним из перспективных логистических направлений для России.

«Объем грузовых перевозок между Петербургом и Африкой в первые 4 месяца 2025-го года вырос в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024-го года, составив 4,3 млн. тонн», — цитирует издание «dp.ru Деловые новости» Сергея Дорохина.

Так, по словам представителя «Октябрьской железной дороги», на данный момент разработано и обкатано несколько мультимодальных маршрутов для экспортно-импортных перевозок со странами Африки.

Например, экспортные поставки, как правило, осуществляются через порт Санкт-Петербурга: сюда грузы из регионов России довозят по железной дороге, после чего они следуют морем до портов Александрия, Алжир и Танжер на севере африканского континента.

В свою очередь, товары из африканских стран прибывают в порт Усть-Луга в Ленинградской области и далее, опять-таки, доставляются получателям по железной дороге. При этом вывозятся они из порта Либревиль (Габон), который расположен в западной части материка.

При этом ранее для торговли со странами Африки главным образом использовались порты Азово-Черноморского бассейна, однако в условиях санкционных ограничений, введенных в отношении России в 2022-м году, когда порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области, работавшие прежде на западном направлении, резко лишились значительной части своей постоянной грузовой базы, мультимодальные маршруты по транспортному сообщению с африканским континентом были расширены.

Стоит отметить, что после 2022-го года Африка в принципе стала приоритетным логистическим направлением для России, вынужденной искать себе новых торговых партнеров взамен т.н. «недружественных» стран.

В результате, сейчас как на федеральном, так и на региональном уровнях действуют государственные меры поддержки, призванные «раскатать» новые логистические направления и новые экспортно-импортные рынки.

Так, в частности, на федеральном уровне запущена программа по субсидированию экспорта в такие африканские страны, как Никарагуа, Сенегал, ЮАР и Танзания. Клиенты логистических операторов, прошедших соответствующий отбор, могут получить значительную скидку на морскую доставку своей продукции по указанным направлениям.

Одновременно и в Санкт-Петербурге действуют отдельные региональные меры поддержки.

Например, в апреле этого года сообщалось, что предприятия города могут получить финансирование в размере до 300 тыс. рублей на организацию первой экспортной поставки в страны Африки или Латинской Америки, а в августе прошлого года в городском Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле заявляли, что субсидироваться будут экспортные сборные контейнерные перевозки в Сенегал и Танзанию.

Вместе с тем, как отметила в комментариях «dp.ru Деловые новости» директор Международного центра продвижения бизнеса (IBAC) Юлия Берг, развитие перевозок со странами Африки сдерживает недостаточное железнодорожное сообщение на континенте.

По ее словам, протяженность железных дорог на материке не превышает 70 тыс. км, причем большей частью они проходят по южной части Африки.

Правда, Россия и тут готова подключиться к «освоению» континента. Так, ранее в «РЖД» рассказали о том, что сейчас в компании изучают возможности по реализации проектов строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в отдельных странах Африки, в том числе в Буркина-Фасо, в Гане и ЮАР.

Причем в «РЖД» подчеркивают, что могут в данном направлении предложить весь комплекс услуг — от технического обоснования до строительства и поставок техники.