Инспекторам ГИБДД хотят дать право без суда ограничивать действие водительских прав

21 июня 2019 г.10:45

Инспекторам ГИБДД хотят дать право без суда ограничивать действие водительских прав

pixabay.com

Представители МВД России в четверг, 20-го июня, обнародовали предложения по корректировке Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В частности, количество составов дорожных правонарушений может существенно сократиться, их оформление на дороге будет упрощено. Вместе с тем полиция предлагает расширить полномочия инспекторов, дав им, например, возможность без суда ограничивать действие водительских прав.

Будущая редакция КоАП обсуждалась в четверг, 20-го июня, в ходе научно-практической конференции в научном центре безопасности дорожного движения МВД. Действующий кодекс, принятый 17 лет назад, большинство экспертов признали устаревшим.

10-го июня, напомним, Правительство опубликовало концепцию нового КоАП. До 1-го марта 2020-го года документ должен быть внесен в Кабинет министров с тем, чтобы вступить в силу с 1-го января 2021-го года.

Разработчиком нового Кодекса назначено Министерство юстиции. В то же время 46% составов действующего документа находятся в компетенции МВД.

«Государство, на мой взгляд, уже не способно администрировать такое количество правонарушений», — заявил во время конференции глава административно-правового управления договорно-правового департамента МВД России Дмитрий Газизов. По его мнению, необходимо радикально сократить их число, оставив только «наиболее опасные». Сокращать, как он считает, необходимо и «судейскую компетенцию», расширив при этом полномочия инспекторов ДПС.

Дмитрий Газизов привел в пример судебных приставов, которые могут во внесудебном порядке за задолженности ограничивать действия водительских прав (речь не идет об их лишении). «Почему мы не можем предоставить такие полномочия нашему инспектору ДПС? Он мог бы применить подобную меру обеспечения, доставляя водителя к месту медицинского освидетельствования», — отметил представитель МВД.

Сейчас, отметим, решение о лишении водительских прав может вынести только суд.

Самое радикальное предложение, обнародованное Дмитрием Газизовым, — полный отказ от административного ареста. При этом он сам охарактеризовал идею как «провокационную». По его словам, первый заместитель главы МВД Александр Горовой отреагировал на инициативу словами «Мы не готовы к этому», статс-секретарь МВД Игорь Зубов — «Надо думать».

Мест для содержания арестованных не хватает, объяснил Дмитрий Газизов «провокационную» инициативу: в России 222 спецприемника и 1,5 тыс. изоляторов, но они есть «не в каждом субъекте федерации и не в каждом районе».

Он также напомнил, что административный арест был введен в 1966-м году в рамках борьбы с хулиганством, которая велась в то время в СССР, и отметил, что 70% сроков, назначаемых судами административных арестов, не превышают 1-3 суток. «Зачем это все? — обратился чиновник к аудитории. — Помимо всего прочего мы могли бы уйти от проигрышных позиций в Европейском суде по правам человека».

Дмитрий Газизов, кроме того, подчеркнул, что в 2018-м году МВД потратило из бюджета 3,8 млрд. рублей на содержание арестованных.

Представитель МВД также призвал пересмотреть принцип наказания юридических лиц за правонарушения в области безопасности движения, введя для них не фиксированные, а оборотные штрафы (то есть зависящие от объема прибыли компании), что должно существенно повысить размер штрафных платежей.

«Это не простой вопрос: если мы сокращаем количество составов правонарушений, надо подумать, как мы будем обеспечивать соблюдение обязанностей, — отреагировал на выступление Дмитрия Газизова заместитель начальника ГИБДД России Виктор Кузин. — Наверное, можно сократить число составов для юрлиц, оставив только самые серьезные».

Он также призвал к сокращению числа «субъектов правоприменения» и напомнил, что МВД ранее уже передало полномочия по ведению некоторых дел ряду органов исполнительной власти. Так, например, администрированием парковки в столице занимается Московская административная дорожная инспекция.

Законопроект о передаче других полномочий в области дорожного движения внесен Правительством в Государственную Думу еще в 2015-м году, но так и не был принят. «Могут быть перегибы на местах, — пояснил Владимир Кузин. — Поэтому мы всегда относимся к вопросу передачи полномочий осторожно. Ведь ответственность за принимаемые решения остается все равно за нами».

Профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Борис Россинский подтвердил проблему, связанную с чрезмерной загрузкой судей административными делами. «На это уже обращают внимание на всех уровнях и, конечно, в Верховном суде, — пояснил он. — Анализ практики показывает, что судьи, особенно мировые, завалены работой. К делам по административным нарушениям они относятся как к делам третьего, четвертого сорта. Есть более серьезные — уголовные, гражданские».

При этом, отметил Борис Россинский, в случае сокращения нагрузки на суды дополнительная нагрузка по рассмотрению правонарушений ляжет на сотрудников ГИБДД.