И снова основная тема минувшей недели — топливо: Правительство подтвердило, что повышение акцизов состоится

29 октября 2018 г.16:59

Премьер-министр России Дмитрий Медведев фото

kremlin.ru

Отметим также запуск в Нижнем Новгороде первой в России электронной таможни и очередное обострение российско-украинских торгово-экономических отношений.

С ценами на топливо в следующем году по-прежнему все неясно

По сути, они должны вырасти. Хотя бы потому, что с 1-го января в 1,5 раза повышаются акцизы на топливо и на 2 процентных пункта — налог на добавленную стоимость (НДС). Плюс, в соответствии с «налоговым маневром», который предусматривает постепенное снижение до нуля экспортной пошлины на нефть, должен увеличиться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Акцизы на топливо, НДС и НДПИ — это основные (на них приходится почти 70%) налоговые составляющие стоимости топлива, а это значит, что их рост никак не может не отразиться на цене бензина и дизеля.

Депутаты Государственной Думы, которые, кстати, в свое время утвердили повышение акцизов (они же утвердили и «налоговый маневр», и рост НДС), недавно опомнились и подсчитали, что увеличение налоговой нагрузки даст прибавку в цене топлива на 7 рублей: +5,5 рубля — акцизы, +1 рубль — НДПИ, +50 копеек — НДС.

Не хочется верить, что топливо подорожает на целых 7 рублей, но то, что у нас и сейчас не простая ситуация на топливном рынке, — это факт. Она осложняется еще «налоговым маневром», который повышает привлекательность экспорта сырой нефти взамен нефтепереработки, а также действующей с 30-го мая «заморозкой» розничных цен, вместе с ростом оптовых приведшей к тому, что независимые АЗС по дизельному топливу работают с отрицательной, а по бензинам — с минимальной доходностью.

Счетная Палата ранее тоже отметила риск резкого роста цен на топливо в 2019-м году.

Однако Правительство продолжает утверждать, что повторения нынешней майской ситуации точно не будет (мол, все предусмотрено и отработано), и не собирается отказываться хотя бы от повышения акцизов.

Однако, как это ни парадоксально, отрицая риск подорожания топлива в новом году, Правительство в то же самое время продолжает размышлять на тему: что бы такое сделать, чтобы этого подорожания действительно не было?..

25-го октября прошло очередное совещание с представителями нефтяных компаний, где пафосно решили отказаться от «ручного» управления рынком (действующая сейчас «заморозка», кстати, самый яркий образец такого регулирования; означает ли это, что от нее откажутся?) и договорились о дополнительных механизмах сдерживания цен.

С тем, какие именно, правда, не определились. Обсуждаются два варианта: введение заградительных пошлин на нефтепродукты или лицензирование экспорта.

Первый вариант означает кратное повышение экспортных пошлин в случае дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Министерство финансов, правда, категорически такую идею не поддерживает, считая, что заградительные пошлины «убьют» нефтепереработку.

Второй вариант подразумевает введение лицензий на экспорт нефтепродуктов, причем разрешение на внешние поставки компаниям будут выдавать только в том случае, если они выполнят обязательства по поставкам на внутренний рынок и на биржу.

Единственное, остается риск, что отсутствие подобных лицензий не станет для нефтяных компаний (а на их долю приходится порядка 90% нефтеперерабатывающих мощностей) каким-то наказанием: они и сейчас предпочитают «гнать» на экспорт сырую нефть, так как это менее трудозатратно и гораздо прибыльнее, нежели заниматься ее переработкой.

Впрочем, вопрос сдерживания цен на топливо все еще обсуждается. И что-то подсказывает, что обсуждаться он будет вплоть до того самого, прогнозируемого Счетной Палатой, резкого скачка…

В Нижнем Новгороде открылась первая в России электронная таможня

Она должна объединить все электронное декларирование, осуществляемое в рамках Приволжского федерального округа. В функции «цифровой» таможни входят прием и регистрация электронных деклараций, а также принятие решения о выпуске товаров на территории России.

К концу года должны быть также открыты электронные таможни в Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах. К 2020-му году, по планам ФТС, будет создано 9 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования.

Считается, что им передадут все «полномочия» по принятию решений о выпуске товаров, а за традиционными таможенными пунктами останутся функции фактического контроля. Обмениваться информацией с электронными центрами они, естественно, тоже будут в электронном виде.

По словам главы ФТС Владимира Булавина, за девять месяцев этого года автоматически зарегистрировано 35% деклараций, автоматически выпущено — 22%. К 2020-му году эти показатели должны увеличиться до 99% и 80% соответственно.

Кстати, что касается транзита, то уже 99,7% его «объема» оформляется в электронном виде.

Россия и Украина: очередной виток санкций

В этот раз могут запретить поставки на территорию России определенных товаров из Украины. Санкции, кроме того, могут коснуться некоторых украинских предприятий, бизнесменов и политиков.

Их перечень, равно как и перечень товаров и конкретных санкционных мер, еще не определен: этим в скором времени займется Правительство.

Однако соответствующий Указ Президентом России уже подписан. Он, как подчеркивается, стал ответом на «недружественные действия» Украины.

Напомним: месяц назад Украина ввела дополнительные санкции против некоторых российских компаний, в число которых также вошла «РЖД Логистика». Введение санкций, как сообщала тогда Служба безопасности Украины, было вызвано систематическим незаконным пересечением российско-украинской границы и перемещением через нее грузов через закрытые пункты пропуска на востоке страны, на территории Луганской и Донецкой областей.

А в это время внутри России: крупные компании «добровольно» возьмутся за строительство дорог

14 химических, металлургических и горнодобывающих компаний, среди которых «Норникель», «Сибур» и АЛРОСА, проинвестируют строительство дальнего западного обхода Краснодара, реконструкцию трассы М-1 «Беларусь» и модернизацию дорог, входящих в транспортный коридор «Европа-Западный Китай».

Компании входят в «список Белоусова». Он именуется так в «честь» помощника Президента, предложившего изъять у крупных российских экспортеров сверхприбыль в размере 500 млрд. рублей, которую они получили из-за ослабления рубля, которое, в свою очередь, стало результатом проводимой Правительством политики по стабилизации курса отечественной валюты во времена падения цен на нефть.

В ответ на такое предложение и в обмен на неприкосновенность своих счетов попавшие в список компании согласились проинвестировать затевающиеся крупные инфраструктурные проекты.

Помимо обустройства автомобильных дорог, их также думают привлечь к строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань», реконструкции железных дорог (расширение их «узких мест») и развитию морских портов.

Осталось только добавить, что строительство обхода Краснодара оценивается в 37 млрд. рублей, реконструкция М-1 — в 47,6 млрд., строительство ВСМ «Москва-Нижний Новгород» (первого этапа ВСМ «Москва-Казань») — в 621,5 млрд., строительство автомагистрали «Москва-Казань» (отрезок пути из Европы в Китай) — в 550 млрд. рублей.

Общая стоимость всех «предложенных» компаниям проектов достигает 40 трлн. рублей.

Хотя все 40 трлн. на них, конечно, никто не «повесит»…

Ввод в эксплуатацию «всей» трассы М-11 снова оттягивается

Сразу, напомним, М-11 «Москва-Санкт-Петербург» обещали «в полном объеме» достроить к «домашнему» Чемпионату мира по футболу. Не получилось. Открытие отложили на несколько месяцев — на конец этого года.

Затем запуск движения перенесли на 2019-й год, а недавно уточнили: срок «2019-й год» означает, что не раньше второй его половины.

Впрочем, строительство затягивается на самом деле по объективной причине: на пути будущей трассы, в районе Тосно в Ленинградской области, обнаружили древнее поселение, которое признали уникальным археологическим памятником.

Дорожные работы (а речь идет о сдвоенном, 7-8 этап, участке с 543-го по 683-й километр) возобновятся только после того, как археологи дадут соответствующее разрешение, а сам исторический объект будет защищен специальной насыпью.

Сейчас движение открыто уже на пяти участках трассы: с 15-го по 58-й километр (от МКАДа до Солнечногорска), с 58-го по 97-й километр (обход Солнечногорска и Клина), с 208-го по 258-й километр (обход Торжка), с 258-го по 334-й километр (обход Вышнего Волочка) и на самом протяженном с 334-го по 543-й километр.

В декабре этого года, как обещал глава «Автодора» Сергей Кельбах — «практически со стопроцентной вероятностью», должны запустить еще один участок — с 97-го по 149-й километр.

Кстати, если трассу М-11 и откроют в следующем году, то на самом деле не в полном объеме: обход Твери (участок со 149-го по 208-й километр) построят лишь после 2020-го года.

Мост через реку Пур в ЯНАО все реальнее

До конца года власти ЯНАО обещают заключить концессионное соглашение на строительство моста через реку Пур между поселком Уренгой и микрорайоном Коротчаево. Начать собственно строительство они обязуются уже зимой с тем, чтобы закончить его в 2021-м году.

Для грузового транспорта проезд по мосту будет платным, для местных жителей — свободным.

Мост, как очевидно, будет строиться за частные деньги. У региона, чьи территории вмещают почти 15% от всех разведанных запасов нефти в стране, средств на подобное не хватает, а федеральный бюджет на проекты с низкой окупаемостью и столь же низкой политической составляющей предпочитает не тратиться.

Кстати, в связи с этим Правительство недавно инициировало изменения в законодательство, которые должны разрешить строительство платных дорог на Крайнем Севере в отсутствии бесплатной, построенной за счет государства, альтернативы.

Добавим: сейчас автомобильная связь поселка Уренгой, Тазовского и Красноселькупского районов ЯНАО с «большой землей» обеспечивается за счет наплавного моста. В период ледостава и ледохода, когда мост демонтируют, она обрывается. На это же время прекращается и движение вездеходов на воздушной подушке.

И напоследок: до конца ноября на трассу М-11 должны выпустить беспилотные грузовики

Выпустят их, естественно, не на постоянной основе, а в рамках тестирования.

Напомним: провести тестирование в том числе и беспилотных грузовиков Дмитрий Медведев, который недавно усомнился в технологиях беспилотного транспорта, поручил еще весной этого года.

Тестирование грузовиков станет частью реализуемой дорожной карты «Автонет», в соответствии с которой к 2035-му году инфраструктура и законодательство страны должны быть полностью готовы к постоянной эксплуатации беспилотников.

Подробности будущего тестирования (за исключением того, что оно пройдет на участке трассы М-11 в обход Вышнего Волочка) пока не детализируются. Сообщается только, что к нему проявили интерес крупные автопроизводители, среди которых, естественно, и «КамАЗ», потративший уже порядка 17-18 млрд. рублей (часть из них — федеральные) на разработку собственного «умного» автомобиля, но так еще и не выпустивший его за пределы полигона.

Ранее Trans.ru писал о том, что в тестировании со своим «самоуправляемым» автомобилем должна принять участие транспортная компания Traft. Предполагалось, что ее беспилотник проедет по трассе первые 30 километров, после чего «передаст» груз «традиционной» машине. Груз, кстати, будет не тестовым, а реальным: к реальному клиенту от реального получателя поедет реальное телекоммуникационное оборудование.