Как создание реестра экспедиторов повлияет на рынок транспортно-экспедиционных услуг в России?

18 июня 2025 г.17:46

Как реестр экспедиторов повлияет на рынок транспортных услуг в России?

Росавтодор

Итак, с 1-го марта 2026-го года в России вводится реестр экспедиторов, регистрация в котором для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги, будет обязательной. Чуть позже, с 1-го сентября 2026-го года, в обязательный электронный формат переводятся все виды экспедиторских документов, а также основные документы при перевозках грузов автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом. Представители рынка уже сейчас называют эти изменения революционными, полагая, что они смогут ввести принципы честной конкуренции, повысить прозрачность и качество выполнения услуг в отрасли. Однако вместе с тем логистические компании опасаются, что регистрация в реестре может обернуться дополнительными административными барьерами для бизнеса. Кроме того, дополнительных финансовых издержек потребует массовый переход на электронный документооборот.

Подчеркнем: сам закон, который вводит реестр экспедиторов и обязательный электронный документооборот в грузоперевозках, уже подписан (а в некоторых положениях даже вступил в силу), а потому все эти нововведения не что-то предполагаемое, а то, что действительно будет.

Единственное, если, например, Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) не будет готова принять авиационные и железнодорожные электронные накладные или если так и не удастся вовремя запустить цифровую платформу «ГосЛог», на основе которой и будут вести реестр экспедиторов, то еще возможны какие-либо переносы по срокам, хотя, в принципе, времени для того, чтобы организовать и запустить все процессы, на самом деле достаточно.

Таким образом, рынок грузовых перевозок в России действительно входит в новую для себя эру — с повышенным контролем, большей прозрачностью в сфере той же уплаты налогов, а значит, с упорядоченными правилами работы и конкуренции.

Однако какими эти нововведения видят сами представители рынка и каких подводных камней они опасаются?

«Предусмотренные законом изменения можно назвать революционными для транспортной отрасли. Выполнение новых требований в будущем должно привести к более цивилизованному рынку транспортных услуг, однако очень важно обеспечить участникам поэтапный и плавный переход», — отмечает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

Так, в частности, по его словам, на компании ляжет серьезная административная и техническая нагрузка, поскольку им необходимо будет не только перестроить собственные процессы, но и убедиться, что все партнеры-перевозчики готовы к этому.

Например, экспедиторам придется отслеживать возможное исключение партнеров из реестра до заключения контракта с ними.

«Дело в том, что согласование существенных условий перевозки происходит до выпуска документов, и вероятны случаи, когда все согласовано, а партнер-перевозчик исключен из реестра. Тогда придется экстренно искать нового партнера, что повлечет дополнительные издержки», — поясняет Эдуард Миронов.

При этом он подчеркивает, что в целом реестр экспедиторов позволит повысить прозрачность на рынке грузоперевозок и цифровую грамотность водителей и сотрудников небольших организаций, а среди других положительных моментов также называет то, что регистрация сведений в самом реестре будет бесплатной.

То есть: конкретно в этом случае дополнительной финансовой тяжести действующие экспедиторы и компании, которые только выходят на рынок, испытать не должны.

Вместе с тем заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам компании BMJ-Logistics Юрий Фиошкин опасается, что сами регистрационные процедуры в реестре окажутся ресурсоемкими и серьезно повлияют на оперативную деятельность бизнеса.

«Так как пока нет полной ясности по процедуре внесения в реестр и механизмам предотвращения возможных злоупотреблений, есть опасения, что могут возникнуть дополнительные бюрократические сложности, которые увеличат административную нагрузку на бизнес и, как следствие, замедлят процессы заключения договоров», — указывает он.

Как следствие, в компании рассчитывают, что новые нормы будут гибкими и прозрачными и будут способствовать развитию отрасли, а не создадут необоснованных преград для добросовестных участников.

«Бизнес рассчитывает на скорейшее получение детальных разъяснений от Правительства и конструктивное взаимодействие с регулирующими органами с целью минимизации негативных последствий и совместного поиска оптимальных решений», — подчеркивает Юрий Фиошкин.

В то же время он тоже в целом оценивает создание реестра экспедиторов как положительное нововведение, видя в этом попытку государственной власти найти «баланс между ужесточением регулирования и поддержкой бизнеса».

«Это должно повысить уровень доверия клиентов к экспедиторам и снизить риски сотрудничества с ненадежными компаниями», — считает представитель компании BMJ-Logistics.

При этом он полагает, что каких-то существенных изменений общей ситуации на рынке создание реестра экспедиторов вызвать не должно.

«Обязательная регистрация в реестре станет нормативным требованием для компаний, предоставляющих экспедиционные услуги. Это позволит улучшить контроль за качеством услуг и повысить безопасность грузоперевозок, создав дополнительный барьер для недобросовестных игроков», — заключает Юрий Фиошкин.

Что касается тарифов, которые «благодаря» недобросовестной конкуренции некоторые игроки рынки могли занижать, то их будущую динамику представители отрасли пока не берутся прогнозировать.

По мнению Эдуарда Миронова, они (тарифы) точно не снизятся.

«Рост же тарифов будет зависеть от эффективности внедрения изменений каждой компанией. Победят в этой гонке тарифов те компании, которые смогут максимально эффективно, а значит качественно и с наименьшими затратами, провести необходимые корректировки своих бизнес-процессов и процессов своих партнеров», — отмечает представитель FM Logistic в России.

А вот переход на электронный документооборот потребует дополнительных финансовых издержек

«Все электронные документы должны будут направляться в «ГосЛог», и компаниям придется серьезно финансово вложиться в собственную IT-инфраструктуру. Необходимо будет интегрировать TMS-системы с операторами ЭДО и «ГосЛог», приобрести усиленные электронные подписи для всех ответственных сотрудников», — перечисляет Эдуард Миронов.

При этом он уверен, что для крупных экспедиторов, которые и так работают «в белую», переход на обязательный электронный документооборот в целом не вызовет сложностей.

«Гораздо труднее придется мелким собственникам, они буду вынуждены обеспечивать выполнение выдвинутых требований с минимальными затратами», — подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

Напомним

Реестр экспедиторов будут вести на Национальной цифровой транспортно-логистической платформе (НЦТЛП) «ГосЛог».

Для регистрации в нем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (просто физические лица зарегистрироваться в реестре не смогут) необходимо будет подать заявку, указав в ней такие сведения, как наименование компании (или ФИО для ИП), государственный регистрационный номер, адрес, телефонные контакты, e-mail и виды оказываемых услуг по ОКВЭД.

При этом экспедиторы также должны будут соответствовать следующим требованиям:

• отсутствие у руководителя юридического лица или у ИП непогашенной судимости в сфере экономической деятельности;

• отсутствие в течение одного года двух и более фактов привлечения к ответственности за нарушение обязанностей экспедитора.

При несоответствии этим требованиям экспедитора не включат в реестр, а если указанные обстоятельства обнаружатся у уже зарегистрированного экспедитора, его должны исключить из реестра.

Что касается электронного документооборота, то с 1-го сентября 2026-го года в обязательный электронный формат переводятся все виды экспедиторских документов, грузовая накладная (авиационный транспорт), транспортная железнодорожная накладная, транспортная накладная и заявка (автомобильный транспорт).

У Министерства транспорта, правда, останется право определить перечень случаев, когда эти документы еще могут оформляться на бумажном носителе, но что-то подсказывает, что список исключений на самом деле будет не велик.