Круглогодичные контейнерные перевозки по Северному морскому пути могут запустить через три года

19 июня 2025 г.12:19

Круглогодичные контейнерные перевозки по СМП могут запустить через три года

Пресс-служба «Росатома»

Госкорпорация «Росатом» совместно с китайской компанией New New Shipping приступит к строительству контейнеровозов высокого арктического класса, что позволит наладить круглогодичные перевозки по Северному морскому пути (СМП). Об этом в интервью «Интерфаксу» рассказал специальный представитель «Росатома» по Арктике, заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. По его словам, первое такое судно могут спустить на воду в 2027-м году, благодаря чему уже через три года между Китаем и северо-западными портами страны можно будет открыть регулярное сообщение через акваторию Северного Ледовитого океана. Этот маршрут позволит значительно сократить сроки доставки товаров, однако стоимость перевозки из-за необходимости использования специального флота в таком случае возрастает по сравнению с традиционными транспортными коридорами.

Как уточнил Владимир Панов, соглашение между «Росатомом» и китайской компанией New New Shipping о создании совместного предприятия было подписано еще в июне прошлого года. Это предприятие в том числе возьмется за строительство специального флота для перевозок по Северному морскому пути.

Так, на данный момент использование этого транспортного коридора, который проходит в акватории Северного Ледовитого океана, ограничено коротким периодом летне-осенней (т.н. «безледовой») навигации. Для того чтобы маршрут мог использоваться для перевозки грузов круглый год, необходимо наличие контейнеровозов особого высокого арктического класса — ARC7.

По словам Владимира Панова, строительство такого флота сейчас как раз активно прорабатывается.

«Сейчас мы прорабатываем вопросы размещения заказов на проектирование и строительство контейнеровозов ледового класса ARC7 вместимостью 4 400 TEU. Определяемся с верфью, которая сможет взяться за их строительство, изучаем различные меры поддержки проекта российскими и китайскими властями. ... На первом этапе проекта планируем строительство до 5 судов», — рассказал он в интервью «Интерфаксу».

При этом представитель «Росатома» подчеркнул, что сама верфь еще не выбрана, а именно от ее выбора и будет зависеть конечная стоимость проекта.

В целом же, по предварительным планам, первое судно высокого арктического класса выйдет в рейс не позднее 2027-го года. Таким образом, уже через три года между Китаем и северо-западными портами России может быть налажено круглогодичное сообщение по Северному морскому пути.

На данный момент конечным портом в России выбран Санкт-Петербург, поскольку только здесь имеются современные контейнерные терминалы.

Правда, в таком случае транзитное время рейса увеличивается на 7-8 суток. Поэтому, как только аналогичные терминалы будут построены в Мурманске и Архангельске, маршрут перевозок будет пересмотрен, подчеркнул Владимир Панов.

Отметим: в настоящее время Северный морской путь преимущественно используется для внутренних перевозок, в том числе для осуществления т.н. «северного завоза» в труднодоступные районы страны.

Однако в прошлом году порт Архангельска совместно как раз таки с китайской компанией New New Shipping запустил регулярную контейнерную линию «Шанхай-Архангельск». Всего в 2024-м году по маршруту было выполнено 10 судозаходов, в этом году их рассчитывают увеличить в два раза.