Жителям Крайнего Севера могут разрешить бесплатно ездить по местным платным дорогам

13 сентября 2018 г.03:00

Жителям Крайнего Севера могут разрешить бесплатно ездить по местным платным дорогам

На Крайнем Севере хотят разрешить строить платные дороги без наличия бесплатной альтернативы, а местным жителям — бесплатно по этим платным дорогам передвигаться (речь, правда, идет только о легковом транспорте и автобусах). Соответствующий законопроект Правительство утвердило на состоявшемся сегодня, 13-го сентября, заседании. Позже документ будет направлен на рассмотрение в Государственную Думу.

Считается, что принятие этого документа позволит активизировать строительство дорог в районах Крайнего Севера, отличающихся низкой транспортной доступностью, и расширить имеющуюся на их территории дорожную сеть.

Так, например, в Якутии (эта республика целиком приравнена к Крайнему Северу) общая протяженность дорог не достигает и 30 тыс. км, из них меньше половины, 11,899 тыс. км, имеют твердое покрытие и только 1,989 тыс. км отличаются усовершенствованным. Лишь 8% территории региона находятся в зоне круглогодичной транспортной доступности. И если зимой эту проблему в какой-то мере решает обустройство «зимников» и ледовых переправ, то летом (и особенно весной и осенью — в периоды распутицы) перемещение людей и грузов становится, мягко говоря, очень затруднительным.

При этом у федерального дорожного фонда (не говоря уже о региональном) средств на развитие дорожной сети Якутии и других районов Крайнего Севера, отличающихся такой же транспортной доступностью, не хватает. В правительственных документах к законопроекту прямо говорится о том, что «в сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде». Причина — высокая стоимость их строительства и эксплуатации (т.н. «северные издержки»).

В Правительстве полагают, что исправить ситуацию могло бы активное привлечение к строительству дорог в районах Крайнего Севера частных инвестиций, что, в свою очередь, предполагает пользование такими дорогами на платной основе.

Однако сейчас в соответствии с действующим законодательством построить платную автомобильную дорогу можно только в том случае, если есть возможность бесплатного альтернативного проезда. То есть: нельзя привлечь к проложению дороги, которой вообще нет, частного инвестора — все равно должна быть бесплатная дорога, построенная за те государственные деньги, которые, повторимся, найти никак не могут.

Подготовленным и одобренным Правительством законопроектом эти противоречия как раз таки и хотят снять, предусмотрев при этом для местных жителей, у которых альтернативы не будет, бесплатный проезд по платным дорогам. Послабления, отметим, будут касаться только легкового транспорта и автобусов, для грузового проезд останется платным.

Впрочем, и в случае принятия законопроекта активное участие частных инвестиций в строительстве дорог на Крайнем Севере, по мнению Trans.ru, остается под вопросом. Захотят ли инвесторы вкладываться в дорогостоящие проекты, которые будут очень медленно себя окупать?..