ФАС поддерживает механизм заградительных пошлин на нефтепродукты, Минфин считает его нецелесообразным

23 октября 2018 г.21:51

ФАС поддерживает механизм заградительных пошлин на нефтепродукты, Минфин считает его нецелесообразным

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что Правительство должно иметь возможность при необходимости вводить заградительные пошлины на нефтепродукты. Об этом, как передает ТАСС, журналистам сообщил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин.

«Пошлина — не постоянно действующий механизм, это механизм, от которого уходят в рамках завершения налогового маневра. Пошлины снижаются — от него отказываются. Так как речь идет о существенных налоговых новациях, то всегда остаются риски изменения цен, поэтому Правительство должно такой инструмент иметь. В том числе на краткосрочной основе — введение механизма таможенных пошлин, чтобы такими механизмами такую ситуацию подправить», — сказал заместитель главы ФАС.

Однако глава Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России Алексей Сазанов ранее говорил о том, что введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов нецелесообразно, поскольку, на его взгляд, это может нанести серьезный вред российской нефтепереработке.

Также Анатолий Голомолзин сообщил, что Правительство еще продолжает обсуждать введение обратного акциза не на нефть, поступающую на нефтеперерабатывающий завод, а на нефтепродукты. «Соответствующие обсуждения продолжаются. Будет ли это принято и когда — вопрос обсуждаемый», — отметил представитель ведомства.

По словам Анатолия Голомолзина, Минфин согласился с ФАС, что такой механизм был бы более эффективным, но они считают его введение возможным только как минимум с 1-го января 2020-го года.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли

Президент России Владимир Путин ранее подписал пакет предложенных Правительством России законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Среди прописанных в законах мер введение логистических коэффициентов к обратным акцизам, то есть компенсациям, получаемым нефтеперерабатывающими заводами. Речь идет о том, чтобы сгладить «неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения заводов». Коэффициент будет действовать для тех компаний, которые провели модернизацию перерабатывающих производств и намерены взять на себя обязательства за 3 года модернизировать производство. Кроме того, обратный акциз получат компании, попавшие под санкции США и ЕС.

В течение последних нескольких лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Важным ее направлением остается завершение налогового маневра. Он будет проводиться в течение 6 лет начиная с 1-го января 2019-го года и подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых.

Ранее вице-премьер России Дмитрий Козак говорил, что налоговый маневр принесет бюджету дополнительно 1,3-1,6 трлн. рублей.

Напомним, что «майский бензиновый кризис» возник не в последнюю очередь «благодаря» снижению экспортной пошлины на нефть: в условиях, когда цена одного барреля приблизилась к 80 долларам, нефтяным компаниям стало выгоднее в разы увеличить поставки на внешний рынок в ущерб внутреннему. Тогда, чтобы остановить спровоцированный этим рост розничных цен на топливо, Правительство, во-первых, снизило акцизы на топливо и отказалось от их запланированного повышения, во-вторых, договорилось с нефтяными компаниями о «заморозке» розничных цен по состоянию на 30-е мая, а также об уровне поставок нефтепродуктов на биржу и, в-третьих, предусмотрело для себя возможность, если договоренности с нефтяными компаниями не будут соблюдаться, повышения экспортной пошлины до 90% (механизм действует до 1-го января 2019-го года).

В рамках налогового маневра, который должен вступить в силу с 1-го января 2019-го года, также предусмотрено введение повышенной экспортной пошлины на нефтепродукты (60% от экспортной пошлины на нефть) в случае форс-мажора — резкого роста цен на нефть при одновременном ослаблении рубля.