Технологическое начало осени: электронные накладные, электрические грузовики и беспилотные «Газели»
12 октября 2020 г.09:58
Агентство автомобильного транспорта
До нас тут внезапно дошло, что, оказывается, на протяжении всей осени мы не выпустили ни одного недельного обзора событий. Поэтому сейчас решили одним махом вспомнить о том главном, что произошло в транспортной сфере с 1-го сентября. Тем более что осень в стране выдалась какой-то уж очень технологичной: запустили эксперимент по электронным накладным, начали тестирование первого отечественного электрического грузовика и осуществили первую беспилотную междугороднюю грузовую перевозку.
То, чего перевозчики ждут уже несколько лет
А именно — внедрения полноценного электронного документооборота.
Не будет тут расписывать все перипетии обещаний, дедлайнов и переносов сроков. Напомним только, что когда-то законодательное разрешение на использование электронной транспортной накладной обещали выдать к ноябрю 2018-го года.
Стоит ли акцентировать внимание на том, какие сейчас год и месяц стоят в календаре?..
Благо, с 1-го октября в стране уже запустили эксперимент по использованию в перевозках электронных накладных. И это лучше любых обещаний говорит за то, что их официальное внедрение очень даже близко.
Проблема отсутствия в правилах перевозок отсылки на электронные документы не только в том, что оформление их бумажных аналогов требует больше времени и затрат.
Как правило, отсчет срока оплаты транспортных услуг начинается с момента получения оригиналов документов, а эти оригиналы «Почтой России» доставляются не сказать чтобы быстро.
Эксперимент, правда, проводится только в шести регионах страны и рассчитан лишь на месяц. В нем могут участвовать компании, имеющие собственный автопарк, а посредничество между ними и государственными органами обеспечивает ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
На время пилотного проекта разработанная предприятием информационная система является единственно возможным способом оформления электронных документов.
Впоследствии, кстати, такой порядок взаимодействия тоже сохранится.
В том смысле, что работа с «цифровыми» накладными и пр. будет возможна только через операторов электронного документооборота, получивших соответствующий допуск от государства.
Когда именно это (переход на «цифровые» перевозки) произойдет, пока не уточняют, но раз уж эксперимент идет, то хочется верить, что если не в этом, то точно в следующем году.
Тем более что и новые правила перевозок, которые должны вступить в силу с 1-го января 2021-го года, содержат, наконец-то, отсылку на документы в электронном виде.
Бум электрических грузовиков
Во-первых, в начале октября «Магнит» начал тестировать первый отечественный электрический грузовик Moskva.
Электромобиль создан на шасси «КамАЗа», может максимально развивать скорость в 110 км/ч и имеет запас хода на одном заряде 200 км.
Как говорят представители ритейлера, этого для обслуживания московской сети магазинов, которые, как правило, расположены в радиусе 80 км от распределительного центра, вполне достаточно.
Во-вторых, электрическую версию обновленной «Газели» представил «ГАЗ»: максимальная скорость — 100 км/ч, запас хода — 120 км.
В-третьих, первым выпущенным электрическим грузовиком похвастался производитель соседней страны — «МАЗ»: полная масса — 12,5 тонны, грузоподъемность — 5,7 тонны, запас хода — 100 км, а предельная скорость — 85 км/ч.
В общем, все специально для города.
Первая беспилотная грузовая перевозка
Автономная «Газель» (естественно, с водителем-оператором за рулем) доставила тонну овощей из Владимира в Москву, проехав в беспилотном (ну, или почти в беспилотном — кто его знает) режиме около 240 км.
По словам представителя «Автонета» — инициативы, которая как раз таки занимается внедрением высоких технологий в нашей стране, перевозка стоила 1,5 тыс. рублей. А если бы за рулем вообще никого не сидело, то цена услуги опустилась бы сразу до 1 тыс. рублей.
Кстати, в следующем году обещают начать испытания беспилотников без водителя-подстраховщика (вот как-то и хочется, и боязно на это посмотреть), а в автошколы хотят ввести программы обучения беспилотному вождению.
Зато с электронными ПТС затор
Полный переход на электронные автопаспорта в странах ЕАЭС, напомним, должен произойти с 1-го ноября. С этого времени на все вновь выпущенные транспортные средства будут выдавать только «цифровой» ПТС, однако действующие автовладельцы смогут не менять свой бумажный документ.
В принципе, в России это уже происходит: по состоянию на 9-е октября, выдано 1 280 639 электронных ПТС, в день оформляется порядка 6 тыс. автопаспортов в «цифре».
В Беларуси процесс тоже потихоньку налаживается: 980 «цифровых» документов, 21 — за последний (то бишь за 9-е октября) день.
А вот ни в Армении, ни в Кыргызстане, ни в Казахстане за все это время, хотя когда-то полноценное внедрение планировали запустить с 1-го июля 2018-го года, не выдано ни одного электронного ПТС.
В связи с чем, собственно, переход на «цифровые» автопаспорта в целом в рамках ЕАЭС могут в очередной раз отложить.
Впрочем, конкретно в России он, видимо, все равно состоится…
Тоже со словом электронный: система разрешений на проезд к пунктам пропуска в Приморском крае продолжается
Правда, с 1-го октября из нее исключили пункт пропуска «Полтавка». Таким образом, необходимость получения разрешения сохраняется (пока до 1-го ноября) только на проезд к «Пограничному» и «Краскино».
Однако при этом с 10-го октября, по сообщению АСМАП, водителям, для того чтобы попасть на территорию Китая через «Пограничный», «Полтавку» и «Турий Рог», надо предоставлять справку об отрицательном тесте на коронавирус, сделанном не ранее чем за 72 часа до пересечения границы.
Что еще произошло за время с 1-го сентября?
— Керченский паром 28-го сентября выполнил свой последний рейс — и переправа, цитируем представителя оператора, закрылась на неопределенный срок.
Ее закрытие объясняют тем, что после запуска грузового железнодорожного сообщения по Крымскому мосту паром стал невостребованным.
Хотя на самом деле, если послушать логистический рынок, востребованность осталась.
Потому что для проезда вагона по мосту требуется либо наложение электронных навигационных пломб, либо сопровождение охраной. В то время как паромная переправа таких жестких требований не предъявляла.
— С 1-го октября вернулся обычный порядок оформления полиса ОСАГО.
То есть теперь для того, чтобы заключить договор страхования, как и прежде, нужно иметь действующую диагностическую карту.
Те же, кто, воспользовавшись поблажками коронавируса, получили полис без нее, должны допройти техосмотр до конца октября.
— При этом с 5-го сентября изменился расчет стоимости ОСАГО.
Во-первых, на 10% для легковых автомобилей и на 20% для грузовых расширился тарифный коридор.
Во-вторых, увеличился коэффициент стажа и возраста для молодых и неопытных водителей. Плюс, этот коэффициент стали применять и при страховании юридических лиц.
В-третьих, выросла цена полиса «мультидрайв».
В-четвертых, несколько изменились величины коэффициента территории преимущественного использования автомобиля.
В-пятых, страховщики получили возможность самостоятельно решать, как на цене страхования сказывается использование прицепа и наличие «темных пятен» в страховой истории клиента.
Причем прежде, с 24-го августа, страховщикам, в принципе, предоставили большую свободу. Теперь они могут учитывать разнообразное множество факторов (семейное положение, количество детей, возраст автомобиля и пр.) без особого на то указания Центробанка.
Кстати, по подсчетам сервиса онлайн-страхования Pampadu, за месяц все эти преобразования уже подняли среднюю цену ОСАГО на 4,9%.
— Парламент принял законопроект, регулирующий проезд по платным дорогам.
А именно: запрещающий движение по платным дорогам без внесения платы за проезд.
Сейчас прямого запрета на бесплатный проезд по платной дороге в законе нет, а без него нельзя внедрить систему free flow, которая подразумевает, что никакими шлагбаумами путь автомобилисту преграждать не будут — оплата будет списываться автоматически или осуществляться постфактум.
На постфактум, кстати, законопроектом дается пять дней. Если в течение пяти дней средства на счет компании-оператора не поступят, автовладельцу придет штраф: 2,5 тыс. рублей — на легковой транспорт, 5,5 тыс. рублей — на грузовой.
Эти поправки в КоАП, правда, еще не приняли, но должны уже начать принимать в ускоренном темпе, поскольку систему free flow впервые планируют применить на Центральной кольцевой дороге, а один из ее платных участков (III этап) обещали открыть уже в октябре.
Полностью же принятый парламентом законопроект тоже пока не подписан Президентом, но и это должно очень скоро произойти.
— В МВД подготовили новый регламент по проведению экзамена по вождению.
Новый регламент приурочен к тому, что с 1-го апреля 2021-го года «площадку» и «город» не будут засчитывать по отдельности, а объединят в один практический экзамен.
Кроме этого, в принципе, в сути испытания ничего не изменится: как и прежде, будут начисляться штрафные баллы, как и прежде, того, кто наберет пять баллов и больше, попросят прийти в другой раз.
Разве что увеличится количество нарушений, после которых экзамен тут же обрывается и считается несданным. К таковым прибавятся: непристегнутый ремень, разговор по телефону во время движения и подсказки других лиц.
— С 1-го сентября все грузовики тяжелее 12 тонн должны уже ездить с тахографами.
Поскольку с 1-го сентября истекла отсрочка для физических лиц, использующих грузовики массой от 12 тонн экологического класса Евро-4 и выше, а для юридических лиц и ИП требование об оснащении тахографами действует уже давно.
Прежде, напомним, с 1-го марта «тахографическая» обязанность стала нормой для «физических» владельцев грузовиков от 12 тонн неопределенного экологического класса, с 1-го июня — экологического класса Евро-3 и ниже.
Однако отсрочка все еще продолжает действовать для автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн.
А вот после 1-го июня 2021-го года уже все грузовики тяжелее 3,5 тонн в стране, по закону, точно должны будут ездить с тахографами.