Дайджест: подводим итоги «карантинных» выходных

12 мая 2020 г.13:58

Дайджест: подводим итоги «карантинных» выходных

Официальный сайт мэра Москвы

Правда, нельзя сказать, что т.н. «выходные» уже окончательно истекли: предприятия, которым сейчас запрещено работать, будут возобновлять свою деятельность постепенно и в зависимости от региона. Еще более неспешно будут снимать ограничения на перемещения как в своем родном населенном пункте, так и в целом по стране (система пропусков сохраняется, то бишь). Вместе с тем за это время было принято много важных решений, касающихся в том числе и автомобильных грузоперевозок. И вот их мы в своем дайджесте и решили обобщить.

Автомобильные грузоперевозки вошли в перечень пострадавших отраслей

Что это значит? То, что представители рынка могут рассчитывать на поддержку государства, которая, во-первых, заключается в отсрочке по уплате налогов, во-вторых, в субсидировании зарплат, в-третьих, в отсрочке по кредитам.

Итак, согласно принятым на данный момент мерам срок уплаты налога на прибыль и налога по «упрощенке» за 2019-й год продлевается на 6 месяцев, налога на доходы физических лиц за 2019-й год (для индивидуальных предпринимателей) — на 3 месяца, налога по патентной системе — на 4 месяца, налогов (кроме НДС) и авансовых платежей по налогам за март и I квартал этого года — на 6 месяцев, а за апрель-июнь, II квартал и первое полугодие этого года — на 4 месяца.

Продлевается и срок уплаты страховых взносов: исчисленных за март-май — на 6 месяцев, за июнь-июль — на 4 месяца.

Все положения об отсрочке налогов, страховых взносов и пр. — в документе по ссылке.

При этом после отсрочки наступит рассрочка: «задолженность» придется погашать не одномоментно, а равными долями (двенадцатая часть всей суммы) каждый месяц.

Правда, на совещании 11-го мая Владимир Путин анонсировал очередной пакет мер поддержки, среди которых полная (за исключением НДС) отмена налогов и страховых взносов за II квартал этого года.

Единственное: претендовать на такую государственную поддержку могут только те организации и ИП, которые значатся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и чей первый ОКВЭД соответствует деятельности, включенной в список пострадавших.

Для автомобильных грузоперевозчиков это ОКВЭД 49.4.

Компании, включенные в соответствующий перечень, также могут получить отсрочку по налогам, если действительно пострадали от коронавируса, а именно: если доходы организации снизились более чем на 10%.

Что касается субсидирования зарплат (за апрель и май государство выплачивает по 12 130 рублей (МРОТ) на каждого сотрудника), то эта мера тоже предназначена не для всех представителей пострадавших отраслей, а только для включенных в реестр МСП.

И только тех из них, где процент уволенных сотрудников по сравнению с мартом (а за май — по сравнению с апрелем) не превышает 10.

То есть: если в течение месяца из компании ушло более 10% работников, то увы…

Кроме того, у организации или ИП по состоянию на 1-е марта 2020-го года размер общей недоимки по налогам и страховым взносам не должен превышать 3 000 рублей (если превышает, то тоже не повезло).

На совещании 11-го мая Владимир Путин предложил разработать для пострадавших отраслей программу льготного условно-возвратного кредитования на выплату зарплат. Условно-возвратного потому, что при сохранении занятости на уровне более 90% кредит, как предполагается, полностью спишут, а если в районе 80-90% — то спишут частично.

В свою очередь, действует еще отсрочка кредитных платежей по основному долгу (тоже для представителей МСП) с 1-го апреля по 1-е октября этого года: при условии выплаты процентов в размере 33% от предусмотренной графиком суммы или если эти 33% включены в основной долг.

При этом в течение 9 месяцев нельзя будет досрочно «погасить кредит».

В то же время Министерство транспорта готовит свой комплекс мер, предназначенных именно для автомобильных грузоперевозчиков вне зависимости от того, входят они в реестр МСП или нет.

Так, международных перевозчиков могут освободить от уплаты утилизационного сбора за грузовики Евро-6 и до конца года на международные и внутрироссийские грузоперевозки обнулить НДС.

Ведомство также хочет порекомендовать регионам или снизить, или вообще не взимать в этом году транспортный налог.

Нескольким компаниям посчастливилось войти в число системообразующих

Для них предусмотрены отдельные меры поддержки (утверждены Правительством 10-го мая), среди которых — льготные кредиты, отсрочка по налогам, субсидии на возмещение затрат, госгарантии для реструктуризации кредитов.

Вообще, в списке системообразующих более тысячи предприятий. Но непосредственно из отрасли автомобильных грузоперевозок — восемь: «Деловые линии», «ДЛ-транс», «Сельта», «ПЭК», «Агро-Авто», «Ресурстранс», Globaltruck и «ИТЕКО».

Вместе с тем, если верить сообщению Министерства транспорта, то формирование перечня (то бишь сбор заявок) еще продолжается. Компания, занимающаяся автомобильными грузоперевозками, может быть причислена к системообразующим, если ее выручка составляет как минимум 10 млрд. рублей.

Получили свою отсрочку перевозчики опасных грузов

Во-первых, им все еще не надо оборудовать свой транспорт ГЛОНАСС. Отсрочка, которая изначально действовала до 31-го мая этого года, продлена до 31-го мая следующего года.

Во-вторых, до 30-го ноября этого года продлеваются свидетельства ДОПОГ для водителей и для специалистов-консультантов. Это касается только тех документов, срок действия которых истек (или истечет) в промежутке с 1-го марта по 1-е ноября.

Продлили срок службы бортовых устройств «Платон»

Правда, это отсрочка не столько для перевозчиков, сколько для самого оператора. Благодаря коронавирусу он смог на время решить проблему с нехваткой бортовых устройств.

Потому что уже где-то в январе новые трекеры закончились и старые устройства и без всякого на то официального разрешения, как сообщали в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, перепрограммировали на больший срок службы.

Однако официальная причина отсрочки — предотвращение распространения коронавирусной инфекции: за новым бортовым устройством нужно являться лично, в то время как большее число личных контактов означает большую вероятность заражения.

Что интересно: до каких именно пор действует такая акция, не уточняется. В «РТ-Инвест Транспортные Системы» просто говорят, что в эти дни срок службы старых трекеров автоматически продлевается на 3 месяца.

Но мы совсем не удивимся, если акция закончится где-то к концу лета — тогда, когда и обещали появление новых бортовых устройств в стране.

Перезапустили программу льготного лизинга

Изначально с этого года программу пытались «перемудрить» (изменить порядок отбора лизинговых компаний, ввести какую-то единую субсидию…), но потом все оставили как было.

Ее суть тоже осталась прежней: лизинговые компании дают скидку на авансовый платеж (из суммы авансового платежа вычитаются 10% от стоимости транспортного средства), а государство эту скидку субсидирует.

Программа распространяется только на автомобили, произведенные в России и выпущенные в этом году.

Хотя что касается лизинга вообще, то в течение всего этого месяца перевозчики постоянно обращались в Правительство с просьбой дать отсрочку по лизинговым платежам или, например, субсидировать проценты.

Но, кажется, если чья-то просьба и будет услышана, то только пассажирских перевозчиков: как следует из публикации «Коммерсанта», подготовленные Министерством транспорта меры поддержки предусматривают субсидирование процентов по лизингу владельцам автобусов.

Отложили штрафы за непройденный техосмотр

Изначально, напомним, предполагалось, что штрафы за отсутствие диагностической карты вернутся с 27-го июля этого года. Однако благодаря коронавирусу приняли закон, по которому привлекать к ответственности за такое правонарушение смогут аж через два года — с 1-го марта 2022-го года.

То есть: до 1-го марта 2022-го года, как и прежде, штрафовать за непройденный техосмотр будут только водителей такси, автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов или оборудованных под перевозки людей.

Сумма штрафа тоже останется прежней (500-800 рублей), а не увеличенной до 2 000 рублей.

Этот же закон, кроме того, изменил сроки прохождения техосмотра.

Если раньше проходить техосмотр один раз в два года мог грузовик массой до 3,5 тонн в возрасте от 3 до 7 лет (после 7 лет — раз в год), то теперь такой автомобиль может приезжать на диагностику раз в два года, пока его возраст не превысит 10 лет. После 10 лет проходить техосмотр нужно, опять-таки, каждый год.

В свою очередь, грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, для которых прежде диагностика в любом случае была обязательной через 12 месяцев, сейчас тоже делятся по возрасту. Правда, в их случае сроки техосмотра не увеличили, а наоборот, уменьшили: раз в год — только до 5 лет, после 5 лет — каждые полгода.

Для грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов, ничего не изменилось: техосмотр обязателен каждые шесть месяцев.

До 25 мая действует освобождение от весового контроля

Освобождение применяется только в отношении грузовых автомобилей, перевозящих продукты питания и товары первой необходимости.

Оно, что примечательно, введено Ространснадзором — ведомством, под контролем которого находятся стационарные и мобильные посты.

Автоматические посты «закреплены» за ГИБДД. Ространснадзор не имеет права рассматривать дела о нарушениях весовых и габаритных параметров, выявленных в автоматическом режиме.

До 15 июля продлили действие водительских прав

Водительское удостоверение, срок которого истек (или истечет) с 1-го февраля по 15-е июля, будет действительно вплоть до 15-го июля включительно.

То же самое касается и паспортов. Причем именно внутренних (удостоверяющих личность на территории России), а не заграничных.

Это если вкратце о мерах поддержки и действующих послаблениях. Однако за этот срок (больше месяца) произошли и другие важные и просто интересные события в отрасли.

Разрешили перевозить вместе пищевые и непищевые товары

Из «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» исключили тот пункт, который запрещал совместную транспортировку продовольственных и непродовольственных грузов.

Теперь в этом деле следует руководствоваться техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции», который, в частности, говорит о том, что перевозить разные группы товаров можно при условии, если приняты все меры для того, чтобы такие товары не соприкасались, не воздействовали друг на друга и т.п.

«Санкционные» товары начали возить через порты

В России прошел эксперимент, в ходе которого электронную навигационную пломбу на «санкционный» груз ставили сразу в порту.

Контейнер прибыл в Санкт-Петербург из Финляндии, в Большом порту Санкт-Петербурга получил навигационную пломбу, стал на рельсы, затем по железной дороге доехал до Восточного порта, где с него сняли пломбу, погрузили на контейнеровоз и отправили в Южную Корею.

Отметим: действующие правила предусматривают лишь два  способа ввоза «санкционного» груза в Россию для дальнейшего транзита — грузовиком или поездом. Потому что только в автомобильном или железнодорожном пункте пропуска на него могут наложить электронную навигационную пломбу, без которой транзит, в принципе, запрещен.

Порты в этой схеме до недавнего времени вообще не фигурировали.

Однако благодаря эксперименту возможности «санкционного» транзита по территории России могут расширить. Такой груз можно будет ввести в Россию и морем тоже.

Представили проект транспортной накладной для смешанных перевозок

Это будет единый документ, который будет действовать на всем пути груза вне зависимости от того, какими видами транспортных средств он перевозится и как часто перегружается.

Правда, когда такая транспортная накладная будет принята, сказать сложно.

Пока, подчеркнем, представлен только ее проект.

Точно так же не совсем понятно, каким образом мультимодальная накладная будет применяться в международном сообщении, где для каждого вида перевозок используются свои документы, а нормы российского законодательства не действуют.

Под амнистию впервые могут попасть административные правонарушения

Соответствующий законопроект (объявить в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне амнистию по административным правонарушениям) депутаты от ЛДПР уже внесли на рассмотрение Государственной Думы.

Он, кстати, предусматривает освобождение от ответственности и по 12-й главе КоАП (правонарушения в области дорожного движения), а 12-я глава регулирует в том числе нормы перевозок тяжеловесных и опасных грузов и движение по системе «Платон».

То есть: если законопроект будет принят, то для перевозчиков могут «аннулировать» штрафы за перегруз и неоплату «Платона».

Правда, вероятность того, что документ примут, не очень-то велика. Хотя бы потому, что инициативу подготовили не депутаты от «Единой России».

Беспилотные «КамАЗы» прошли по Арктике

Если верить официальным сообщениям, то беспилотные грузовики преодолели в условиях северного бездорожья 2,5 тыс. км (как мы предполагаем, все-таки в общей сложности за время тестирования) и без оператора за рулем.

Эксперименты проходили на нефтепромыслах «Газпром нефти». Причем в Югре проверили также работу беспилотной «Газели».

В следующем году компания собирается использовать умные машины на своих месторождениях уже на постоянной основе.

А в это время, кстати, «Яндекс», «КамАЗ», «ГАЗ» и Сбербанк по поручению Президента планируют, что в 2023-м году беспилотники без водителей, в целом, смогут ездить по дорогам страны.

То есть компании считают, что уже через три года наши дороги будут к этому готовы.