Сибирским перевозчикам не хватает бортовых устройств «Платон»

12 марта 2020 г.13:22

Сибирским перевозчикам не хватает бортовых устройств «Платон»

platon.ru

Сибирские перевозчики столкнулись с отсутствием бортовых устройств «Платон». С просьбой решить эту проблему они обратились к министру транспорта Евгению Дитриху. В компании-операторе при этом говорят, что новые устройства смогут произвести только к концу лета, и предлагают использовать до этого времени маршрутные карты или старые перепрограммированные трекеры.

Письмо на имя министра транспорта от лица сибирских транспортных компаний направил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. В письме сказано, что уже в течение нескольких месяцев перевозчики не могут получить новые бортовые устройства «Платон». В то время как выданные им ранее уже отслужили свой 3-летний срок и по правилам должны быть заменены.

Как только у бортового устройства истекает указанный в его паспорте срок службы, с него перестают списывать средства, а значит, перевозчик, по факту, не оплачивает проезд и, следовательно, получит за это штраф.

Однако «РТ-Инвест Транспортные Системы», который, являясь оператором системы, должен, как сказано в концессионном соглашении, «обеспечить возможность владельцам транспортных средств получить бортовые устройства», предоставить новые трекеры не может.

В компании нехватку устройств для сибирских перевозчиков объясняют тем, что новых устройств в стране, в принципе, нет и что произвести необходимую партию смогут только к концу лета.

До этого времени перевозчикам предлагают оплачивать проезд с помощью маршрутных карт, хотя для тех, кто осуществляет не разовые, а постоянные перевозки, их использование неудобно: маршрутную карту необходимо оформлять перед каждым рейсом, в случае изменения маршрута ее необходимо переоформлять, а если автомобиль в указанные даты так и не выехал на дороги, то оформленная маршрутная карта уже не действует.

Оператор системы, кроме того, в качестве временной меры предоставляет перевозчикам уже бывшие в употреблении, но перепрограммированные бортовые устройства. В ближайшие месяцы, как следует из письма, он также обещает доработать личный кабинет пользователя с тем, чтобы через него можно было самому при необходимости перепрограммировать отслуживший 3 года трекер.

Вместе с тем перевозчики отмечают, что такое продленное оборудование фактически не работает: те, кто установили бывшие в употреблении трекеры, подчеркивается в письме, «привезли из рейсов множество штрафов за якобы неоплаченный сбор в систему «Платон»».

Менять старые бортовые устройства на новые — это требование ФСБ, которое предъявляется к каждому оборудованию, работающему на основе средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Считается, что через три года они уже не могут гарантировать передачу в систему достоверных и некорректированных данных.

Таким образом, сибирские перевозчики просят министра транспорта Евгения Дитриха «в кратчайшие сроки навести порядок в обеспечении транспортных предприятий бортовыми устройствами».

Обязаны по концессионному соглашению

На наши неоднократные запросы с просьбой прокомментировать ситуацию и объяснить, почему отсутствует запас новых бортовых устройств, в «РТ-Инвест Транспортные Системы» ничего не ответили. Производители трекеров (ОАО «Центрсвязьинформ» и ООО «Глосав») тоже не отреагировали на вопросы о том, в какие сложности упирается выпуск нового оборудования.

В то же время бортовые устройства являются объектом концессионного соглашения, заключенного с «РТ-Инвест Транспортные Системы». В соответствии с ним концессионер должен обеспечить наличие оборудования.

За нарушение порядка выдачи пользователям бортовых устройств ему начисляются штрафные баллы: они должны удерживаться из той платы (10,6 млрд. рублей), которую концессионер ежегодно получает от государства в счет возмещения расходов на организацию системы.

Причем по концессионному соглашению к моменту запуска «Платона» (15-е ноября 2015-го года) компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» должна была обеспечить наличие не менее 1 млн. бортовых устройств. Еще 1 млн. трекеров она должна была закупить к 15-му июля 2017-го года. Таким образом, как минимум 2 млн. устройств сейчас точно должны находиться в обороте.

Стоит напомнить, что в дни запуска системы тоже наблюдался дефицит трекеров. Тогда оператор смог предоставить пользователям не 1 млн., а только около 200 тыс. устройств.

На данный момент, судя по последнему, февральскому, отчету оператора системы, в «Платоне» зарегистрировано 1 281 868 грузовиков, выдано 942 631 бортовое устройство.

В принципе, с учетом первой замены трекеров тех 2 млн. должно было бы хватить, но их точно не хватит на то, чтобы при необходимости обеспечить все присоединившиеся к системе автомобили (а их конечное количество вместе с иностранными перевозчиками изначально оценивали как минимум в 1 575 000 транспортных средств) и организовать постоянную, каждые три года, замену.

Видимо, необходимость такой замены при составлении концессионного соглашения в Министерстве транспорта как раз таки и не учли, когда регламентировали наличие только 2 млн. бортовых устройств. Про требования ФСБ, кстати, вообще вспомнили только в 2018-м году.

При этом какой-то сбой в процессе получения бортовых устройств можно заметить и по отчетам оператора системы. Так, отчет за период с 15-го декабря 2019-го года по 15-е января 2020-го года показывает, что за это время дополнительные трекеры не только не были выдано, но даже наоборот. По состоянию на 15-е января общее количество выданных за все годы работы системы бортовых устройств уменьшилось на 879 единиц.