Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 4 квартал 2020 года

В Правительство представили план внедрения беспилотных автомобилей до 2023 года

8 мая 2020 г.10:02

В Правительство представили план внедрения беспилотных автомобилей до 2023 года

«Яндекс»

«Яндекс» и Сбербанк при участии «ГАЗа» и «КамАЗа» представили в Кабинет министров дорожную карту поэтапного внедрения в России беспилотников, в соответствии с которой РФ к началу 2023-го года должна быть полностью готова использовать на дорогах общего пользования беспилотные автомобили для перевозки людей и грузов без инженера-оператора в салоне. Как передает ТАСС, об этом в пятницу, 8-го мая, сообщает издание «Известия» со ссылкой на документ, направленный в апреле в профильные министерства.

В начале апреля Президент РФ Владимир Путин поручил к 31-му мая разработать план ввода в эксплуатацию беспилотных автомобилей без инженера-испытателя за рулем, к концу месяца он был подготовлен «Яндексом» и Сбербанком при участии «ГАЗа» и «КамАЗа».

По данным издания, предложенный компаниями план состоит из трех этапов, включающих в себя 27 пунктов, большая часть которых была поддержана в Министерстве экономического развития РФ. До октября 2020-го года предлагается внести правки в постановление Правительства и расширить возможности тестирования высокоавтоматизированных транспортных средств, предоставив возможность испытывать их на закрытых территориях уже без человека в салоне. Кроме того, предполагается разрешить коммерческую эксплуатацию беспилотных машин.

Как сообщают «Известия», к сентябрю в Государственную Думу планируют внести законопроект, подробно описывающий права и обязанности всех участников процесса. Предполагается также осуществить разработку до конца 2020-го года рекомендаций по расследованию дорожно-транспортных происшествий с участием машин без водителя, а в 2021-м году — условий страхования для них. В нынешнем году также предлагается создать в РФ не менее двух тестовых зон с покрытием 5G для испытания полностью беспилотных машин.

По данным издания, разработанный план также предусматривает, что закон об эксплуатации беспилотных транспортных средств примут в следующем году, тогда же в тестовом режиме разрешат оказывать коммерческие услуги автомобилями без водителей. Помимо этого, до декабря 2021-го года должны быть определены требования к дорожной инфраструктуре для автоматизированного транспорта. К этому же сроку предлагается разработать меры поддержки для производителей и эксплуатантов беспилотников и меры по популяризации таких машин в обществе.

В соответствии с дорожной картой, к декабрю 2022-го года планируется внести все необходимые поправки в законодательство, в том числе и в правила дорожного движения, а также установить единые требования по допуску беспилотников на дороги стран Таможенного союза. Также предлагается утвердить условия сертификации автономного транспорта, оценки систем контроля за автоматизированными грузовиками и внедрить базовые принципы взаимодействия беспилотников друг с другом и дорожной инфраструктурой.

Кроме того, запланировано создание в городах-миллионниках тестовых зон для отработки взаимодействия беспилотных машин с цифровой инфраструктурой, дополнительных полигонов для ускоренной сертификации автономного транспорта, обеспечить покрытие ключевых магистралей связью не ниже LTE (4G), а также инфраструктуру для мониторинга движения беспилотников и достаточное число ремонтных бригад для них.

Реакция ведомств

Заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко сообщила изданию, что ведомство принимает участие в разработке плана по выводу беспилотников на дороги во взаимодействии с Министерством транспорта. Она отметила, что ключевую роль в развитии таких транспортных средств будет играть федеральный проект «Искусственный интеллект», утверждение которого ожидается в скором времени.

В Министерстве транспорта подтвердили факт получения проекта, однако не сказали, поддерживают ли концепцию, предложенную участниками рынка. По словам представителя министерства, на данный момент ведомство занимается подготовкой консолидированной позиции с учетом мнения других ведомств для передачи в Правительство России.

Как налажена работа на данный момент?

Сейчас в ряде регионов РФ проводится эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, он рассчитан на три года. При этом в автомобиле всегда находится инженер-испытатель.

На данный момент в рамках эксперимента, который стартовал в конце 2018-го года, беспилотные машины «Яндекса» уже проехали более 3 млн. км по городским дорогам. Все автономные автомобили четвертого уровня автономности (предполагает высокую степень автоматизации, когда система способна взять управление автомобилем на себя и участие водителя не требуется, за исключением особых обстоятельств).

В июне 2019-го года «Яндекс» вывел на дороги Москвы первые пять беспилотных автомобилей, до нынешнего момента компания сертифицировала и начала тестировать еще более сотни беспилотных автомобилей.

Сервис беспилотного такси был запущен в Иннополисе 28-го августа 2018-го года. На этапе тестирования системы за рулем машины никого нет, но в салоне всегда находится инженер-испытатель. Он сидит на переднем пассажирском сидении и следит за тем, чтобы поездка проходила в штатном режиме.