Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Министерство транспорта опубликовало проект единой транспортной накладной для смешанных перевозок

6 мая 2020 г.16:21

Минтранс опубликовал проект единой транспортной накладной для смешанных перевозок

Министерство транспорта разработало форму единого перевозочного документа для смешанной перевозки груза. Проект мультимодальной транспортной накладной в четверг, 30-го апреля, был вынесен на публичное обсуждение, которое продлится до 26-го мая этого года.

Предполагается, что транспортная накладная, которая будет действовать при перевозке груза разными видами транспорта на всем маршруте следования, будет свидетельствовать о заключении соответствующего договора между грузоотправителем (грузополучателем) и экспедитором (договорным перевозчиком).

Она будет включать в себя данные обо всех привлеченных перевозчиках, используемых транспортных средствах, протяженности пройденного каждым из них пути, обо всех пунктах перегрузки (передачи груза), пограничных пунктах, таможнях, а также всю информацию о самом грузе (наименование, масса, ценность и т.п.).

Единый перевозочный документ будет состоять из шести листов: оригинал накладной (для получателя) и ее дубликат (для отправителя), лист приема груза (для экспедитора), дорожная ведомость и лист выдачи груза (для конечного перевозчика) и лист уведомления о прибытии груза (для получателя).

Документ также должен будет обязательно дополняться еще одной дорожной ведомостью в таком количестве экземпляров, сколько перевозчиков (за исключением конечного) задействовано в доставке груза. Эта ведомость главным образом будет использоваться для расчета провозных платежей.

Транспортная накладная, кроме того, может сопровождаться ведомостью контейнеров или ведомостью транспортных средств, которая понадобится в том случае, когда одну партию груза необходимо перевозить несколькими контейнерами/транспортными средствами.

К комплекту документов могут также прикладываться транспортные накладные на каждый отдельный участок пути.

Предусмотрено, что единый перевозочный документ можно будет оформить как в бумажном, так и в электронном виде. Единственное: в последнем случае грузоотправитель, экспедитор и остальные перевозчики должны будут заключить специальное соглашение об электронном взаимодействии. Однако если кто-то из перевозчиков в это соглашение не войдет, мультимодальную накладную все равно можно будет оформить в электронном виде, а тому перевозчику сделать бумажную копию документов.

Подчеркнем: на данный момент единый перевозочный документ имеет вид проекта. Он вынесен на общественное обсуждение: до 26-го мая свои замечания, предложения и пр. можно оставить на странице проекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

При этом отметим, что разработку мультимодальной транспортной накладной Министерство транспорта анонсировало еще в конце 2018-го года, когда представило проект закона о прямых смешанных перевозках грузов и пассажиров.

Он, кстати, предусматривал, что ущерб, причиненный грузу во время перевозки, возмещает конечный перевозчик, после чего он может обратиться с регрессным требованием к перевозчику, виновному в ущербе, или, если виновный не установлен, к каждому перевозчику в доле, пропорциональной размеру провозной платы.

Однако этот законопроект, который вводил единый документ для смешанных перевозок, получил отрицательное заключение Министерства экономического развития.

Остается также неясным, как мультимодальная транспортная накладная будет использоваться в международных перевозках при привлечении иностранных перевозчиков, на которых действие российского законодательства не распространяется.

Для регулирования международных смешанных перевозок грузов в свое время была принята соответствующая Конвенция, однако из-за недостаточного количества ратифицировавших ее стран она так и не вступила в силу. Российская Федерация, кстати, относится к числу тех государств, которые не ратифицировали документ.