Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Знаковый день 1 июля: повышается тариф «Платона», «размораживаются» цены на топливо, возобновляется «санкционный» транзит

30 июня 2019 г.20:56

Знаковый день 1 июля: повышается тариф «Платона», «размораживаются» цены на топливо

Trans.ru

Прошедшая неделя возвестила нас сразу о трех важных событиях в отрасли, которые возымели свое действие аккурат сегодня, с 1-го июля. Во-первых, на 14 копеек увеличился тариф «Платона». Во-вторых, утратило силу соглашение Правительства с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо. В-третьих, разрешен транзит по территории России санкционных продуктов. Из тенденций недели отметим также тот факт, что регионы продолжают подписывать контракты на установку у себя автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Тариф «Платона» «внезапно» вырос до 2,04 рубля за километр

Итак, повышение тарифа — уже факт. Пройдет его индексация в три этапа: с сегодняшнего дня — до 2,04 рубля, с 1-го февраля 2020-го года — до 2,2 рубля, с 1-го февраля 2021-го года — до 2,35 рубля за километр.

Впоследствии именно с 1-го февраля каждого года тариф будет регулярно увеличиваться.

В ответ на это отраслевые организации (Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики, мясная ассоциация, союз производителей молока, зерновой союз и т.д.) пригрозили подорожанием товаров. Хотя этим, справедливости ради, они грозят при любом удобном случае.

Мы же, ознакомившись с их позицией, не смогли не отметить для себя, во-первых, тот факт, что для них, оказывается, повышение тарифа, о котором предупреждали еще год назад, когда официальным Постановлением переносили индексацию с 1-го июля 2018-го года на 1-е июля 2019-го, стало неожиданностью.

А во-вторых, просьбу, обращенную к Дмитрию Медведеву, заранее «обозначить дальнейшие сроки индексации», несмотря на то что их (и даже вместе с суммами) Министерство транспорта, как мы уже указали, расписало до 2022-го года.

Непосредственные представители отрасли, в свою очередь, замечают, что теперь условия работы на рынке только ухудшатся.

Увеличение тарифа требует повышения ставок, а они, в том числе из-за того что далеко еще не все перевозчики значатся в системе и оплачивают проезд, рискуют оставаться на таком же низком (чуть ли не как в 2013-2014 годах) уровне.

С 1 июля рискуют вырасти и цены на топливо

По крайней мере, соглашение о «заморозке» мелкооптовых топливных цен с сегодняшнего дня больше не действует.

Правда, Правительство уверяет, будто нефтяные компании на словах согласились увеличивать розничные цены максимум на уровень инфляции (и ни на процент больше). Но мы-то понимаем: если они все-таки не сдержат свое слово, Правительство мало что сможет с этим сделать.

Заградительные пошлины в ущерб доходу бюджета оно вряд ли введет. Равно как и санкции за меньшие, чем требуется, поставки топлива на биржу.

Вспомним хотя бы прошлогоднюю ноябрьскую ситуацию, когда «Роснефть» на 2 дня прекратила торги топливом на бирже, а потом возобновила их лишь в виде адресных сделок.

Тогда ФАС не только не наказала компанию, но и заметила, что действующий приказ о нормах биржевых поставок — это, оказывается, на самом деле рекомендация.

Впрочем, пока эксперты отмечают, что на данный момент предпосылки для резкого взлета цен минимальны.

Мировые цены на нефть снизились (то есть у нефтяников отсутствует соблазн увеличения экспорта в ущерб внутреннему рынку).

Независимые АЗС за то время, пока розничные цены оставались стабильными, а оптовые уменьшались (с конца прошлого года до апреля этого), смогли выйти на окупаемость и даже несколько компенсировать убытки, накопленные ими с мая до ноября 2018-го года.

А Правительство согласилось пересмотреть в пользу нефтяников параметры демпфирующего механизма. Того самого, который рассчитывает размер компенсаций за отказ от приоритетных поставок нефтепродуктов на внешний рынок.

Правда, обновленные параметры законодательно еще не закреплены. Государственная Дума должна была утвердить их еще до 1-го июля, в то время как первое чтение по ним назначено на август.

Хотя Правительство уверяет, что измененный демпфирующий механизм начнет действовать уже сейчас.

Напомним: в соответствии с первоначальной версией механизма нефтяникам компенсируют в этом году 60% разницы (а в последующем — 50%) между экспортной и внутренней условной ценой. Однако низкие экспортные цены в первой половине года привели к тому, что от бюджета нефтяники ничего не получали.

В конце марта они согласились еще на три месяца удерживать топливные цены (соглашение по их «заморозке» должно было истечь 1-го апреля) в обмен на корректировку демпфера — снижение внутренней условной цены на 5 тыс. рублей с тонны по бензину и на 4 тыс. рублей — по дизельному топливу, а также увеличение размера компенсаций с 60% до 75%.

На этот год Правительство, кажется, определилось с тем, откуда взять средства на это: ввести акцизы на те нефтепродукты, которые до этого акцизами вообще на облагались (средние дистилляты, мазут и вакуумный газойль), и увеличить ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 75 рублей с каждой тонны добытой нефти при ее стоимости на мировом рынке от 55 до 80 долларов за баррель и максимум на 204 рубля при ее подорожании.

То есть, получается, средства на компенсации нефтяникам все равно выделят за счет самих же нефтяников.

Остается и проблема с Дальним Востоком, где цены на топливо еще до 1-го июля начали расти.

Эту проблему также обещают решить с помощью корректировки демпфирующего механизма — дополнительных компенсаций тем, кто поставляет топливо в регион.

Спрашивается: а не замного ли исправлений, равно как и надежд, на один, толком себя пока не оправдавший, инструмент?..

Эксперты отмечают: как только цена на нефть на мировом рынке пойдет выше 80 долларов за баррель, риски подорожания топлива и при наличии демпфера тут же возрастут.

С 1-го июля возобновляется транзит по территории России санкционных продуктов

Он, напомним, был запрещен вместе с введением продуктового эмбарго — с 7-го августа 2014-го года, которое, в свою очередь, на прошедшей неделе продлено до конца 2020-го года.

Транзит, правда, разрешается с одним, но обязательным условием: транспортное средство, контейнер, железнодорожный вагон (а возможен не только автомобильный транзит, но и транзит по железной дороге) должно быть «опечатано» электронной навигационной пломбой.

Устройство в онлайн-режиме отслеживает перемещение груза, а значит, гарантирует, что он не осядет где-нибудь на наших прилавках.

И хотя «слухи» о возобновлении «санкционного» транзита ходили еще в апреле, а соответствующий Указ Владимир Путин подписал 24-го июня, Правительство, которое должно в своем Постановлении утвердить перечень пунктов пропуска, через которые перевозчики смогут ввозить запрещенные товары, размер обеспечительного платежа за пломбу и вообще правила перевозок таких грузов, документ еще не рассмотрело.

Пока все, что известно, так это то, что первые 6 месяцев пломбы можно использовать бесплатно. А те, кто не будут их использовать, в течение 6 месяцев будут освобождены и от штрафов.

Указ Президента, как было отмечено СМИ, вводит «послабления» для транзита по территории России и украинских товаров: то есть тоже с обязательным применением электронных навигационных пломб.

Впрочем, справедливости ради, украинские товары в сторону Казахстана и Кыргызстана с 1-го января 2016-го года и без того передвигаются только под навигационным сопровождением.

Отметим также, что впоследствии систему планируют распространить на все виды товаров из всех стран, причем в отдельных случаях не только для «сквозного» транзита, но и импорта. Соответствующий законопроект уже больше года покоится в Государственной Думе, а в июле прошлого года прошел и первое чтение.

Протестированы же электронные пломбы были осенью 2018-го года при перевозках между Россией и Казахстаном.

Хотя все, что тогда показал эксперимент, это способность устройства отслеживать маршрут. Однако то, насколько увеличиваются затраты на перевозку, ее длительность и очереди на пунктах пропуска, — нет.

Не с 1-го июля, но тоже важно: система автоматического весогабаритного контроля в регионах разрастается

На прошедшей неделе еще 4 региона объявили о том, сколько таких постов появится на их дорогах к 2024-му году.

Итак, в Тульской областисразу 10 штук, причем уже к концу этого года. Среди мест, где они будут стоять, называют дороги «Егорьевск-Коломна-Кашира-Ненашево», «Кашира-Серебряные Пруды-Кимовск-Узловая» и «Тула-Белев».

В Карелии11 постов, 4 из них должны заработать в этом году.

В Брянской областивсего 5 пунктов в течение шести лет. Первый хотят ввести в эксплуатацию только в 2022-м году, в 2023-м и 2024-м построят еще по два поста. Они будут следить за грузовиками на трассах М-3 «Украина», «Брянск-Новозыбков» и «Брянск-Дятьково».

А вот в Ханты-Мансийском автономном округе к концу 2024-го года запланированы аж 24 «рамки». Отмечается, что они будут действовать на маршруте, входящем в Северный широтный коридор.

Здесь и здесь мы уже подытоживали намерения других регионов, касающиеся автоматического весогабаритного контроля, поэтому не будем повторяться.

Вместо этого еще раз повторим, что через шесть лет всего на территории страны на региональных дорогах должно работать как минимум 366 «умных» постов, на федеральных трассах — 387.