Потери нефтяников компенсируют за счет увеличения для них налоговой нагрузки
24 апреля 2019 г.20:33
Правительство определило источники корректировки демпфирующего механизма в новых параметрах. Дополнительные субсидии нефтяным компаниям будут выделены за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введения ставки акциза на средние дистилляты, мазут и газойль на уровне ставки акциза на дизельное топливо. Соответствующее решение, принятое на совещании с участием министра финансов Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего топливно-энергетический комплекс, опубликовано на сайте Правительства в среду, 24-го апреля.
Таким образом корректировка демпфирующего механизма, предполагающего компенсации нефтяникам потерь из-за приоритетных поставок топлива на менее выгодный для них внутренний рынок, будет осуществлена за счет усиления налоговой нагрузки на нефтяную отрасль.
В соответствии с принятым решением при цене на нефть от 55 до 80 долларов за баррель нефтяные компании должны будут с каждой тонны добытой нефти выплачивать дополнительно 75 рублей по НДПИ. Если цена на нефть поднимется выше 80 долларов, дополнительные выплаты по НДПИ будут линейно увеличиваться до 204 рублей с тонны. По подсчетам Министерства финансов, в таком случае при дешевой нефти (от 55 до 80 долларов за баррель) бюджет получит порядка 37 млрд. рублей, при ее подорожании — вплоть до 100 млрд. рублей.
Во время совещания, кроме того, было решено установить ставку акциза на неподакцизные сейчас жидкие нефтепродукты — средние дистилляты, мазут и вакуумный газойль — на уровне ставки акциза на дизельное топливо. Считается, что таким образом в бюджет дополнительно поступит около 60 млрд. рублей.
Вместе с тем ранее Министерство финансов оценивало расходы бюджета на корректировку демпфирующего механизма вплоть до 190 млрд. рублей. В качестве источника покрытия выпадающих доходов рассматривались не только увеличение НДПИ и акциза на средние дистилляты, но и средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Сейчас в ведомстве, по информации РИА «Новости», уточняют, что договоренности по корректировке демпфера достигнуты только на этот год. Если обновленные в пользу нефтяных компаний параметры механизма останутся в силе и на следующий год, то при высоких ценах на нефть бюджет недосчитается порядка 1,7 трлн. рублей. В министерстве не исключают, что для покрытия его расходов будут использованы средства из ФНБ.
Демпфирующий механизм
Напомним: демпфирующий механизм, разработанный в рамках «налогового маневра», был введен с 1-го января 2019-го года. Он заключается в том, что государство выплачивает нефтяным компаниям разницу (в этом году — 60% разницы, в последующем — 50%) между экспортной ценой и внутренней условной. Однако такой механизм работает только при высоких ценах на международном рынке, при низких нефтяники, соответственно, ничего не получают.
Считается, что таким образом нефтяные компании стимулируют к тому, чтобы осуществлять приоритетные поставки топлива на внутренний рынок и только потом отправлять нефтепродукты на экспорт.
Отметим, что очередной виток топливного кризиса, начавшийся весной прошлого года, как раз таки и был связан с тем, что на фоне подорожания нефти и снижения экспортных пошлин (предусмотрено «налоговым маневром») нефтяники усилили внешние продажи, «оголив» тем самым внутренний рынок и спровоцировав на нем дефицит.
Однако первые месяцы 2019-го года показали, что по бензину демпфирующий механизм не работает (то есть не обеспечивает компенсации нефтяникам). Глава «Лукойла» Вагит Алекперов оценил тогда общие потери компаний приблизительно в 15 млрд. рублей.
При этом с 1-го апреля 2019-го года должен был истечь срок «заморозки» мелкооптовых цен на топливо. В таких условиях (при неработающем компенсационном механизме) можно было ожидать, что компании попытаются самостоятельно компенсировать свои потери — путем повышения цены и усиления поставок на экспорт.
Поэтому в конце марта в Правительстве было принято решение зафиксировать цены еще на три месяца, до 1-го июля, и пойти навстречу нефтяным компаниям, изменив для них параметра демпфера. Так, условная внутренняя цена по бензину была снижена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну, по дизельному топливу — с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну. Однако уменьшение этого параметра потребовало дополнительные средства из бюджета, источник которых 24-го апреля и согласовали в Правительстве.
Во время прошедшего совещания также закрепили обязанность нефтяных компаний обеспечить переход с зимнего на летний сорт дизельного топлива, снизив его цену до уровня октября прошлого года (то есть «отминусовав» повышение ставки НДС и накопившуюся с начала года инфляцию).
Вместе с тем сейчас готовится дополнительный механизм — лицензирование экспорта: нефтяные компании получат право на внешние поставки нефти и нефтепродуктов только после того, как в полной мере обеспечат внутренние продажи. Считается, что этот механизм, который, предположительно, будет запущен с 1-го июля, как только истечет срок «заморозки», должен сам по себе стабилизировать ситуацию на внутреннем топливном рынке и не допустить образования на нем дефицита. Однако, по всей видимости, одновременно будет продолжать действовать и демпфер, который, по сути, выполняет те же функции.