Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Министерство энергетики: по дизельному топливу демпфирующий механизм работает, по бензину — нет

15 февраля 2019 г.16:20

kremlin.ru

Демпфирующий (компенсационный) механизм, призванный сгладить колебания цены на топливо на внутреннем рынке, за первый месяц работы (январь этого года) показал противоречивые результаты: по дизелю демпфер работает, как и запланировано, по бензину — нет, поэтому первые итоги нерепрезентативны. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин.

Он напомнил, что демпфер — это механизм, который должен частично компенсировать нефтеперерабатывающим заводам разницу между экспортной альтернативой и расчетной ценой на нефтепродукты на внутреннем рынке, чтобы создать для нефтяных компаний экономический стимул для производства и поставок топлива внутри страны.

«В связи с тем, что рынок сейчас в какой-то степени затоварен (сейчас не сезон, при этом производство бензина высокое, плюс новое производство на «Танеко» было открыто), то цена на бирже находится на достаточно низком уровне. И если скомбинировать все эти факторы, то ситуация на текущий момент не очень репрезентативная, — считает Павел Сорокин. — Поэтому демпфер по бензину работает одним образом, по дизелю — другим. То есть по дизелю демпфер работает сейчас, как и было запланировано. Что касается бензина, то январь закончился с отрицательным результатом для нефтеперерабатывающих заводов из-за того, что экспортная альтернатива сейчас существенно ниже, чем в обычной ситуации».

С приходом сезона полевых работ весной закончится действие соглашения (оно рассчитано на период до 31-го марта этого года) между Правительством и нефтяными компаниями о сдерживании топливных цен. Павел Сорокин считает, что 1-го апреля можно было бы запустить в действие новую редакцию совместного приказа ФАС и Министерства энергетики об увеличении в 1,5 раза нормативов продаж топлива на бирже. Сейчас нефтеперерабатывающие заводы должны поставлять на биржу не менее 10% произведенного бензина и не менее 5% дизельного топлива.

«Мы не думаем, что это окажет существенное влияние на текущем этапе, потому что почти все компании торгуют больше, чем положено по текущему нормативу», — заметил заместитель министра энергетики.

Кроме того, Павел Сорокин так же, как и вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс, не видит необходимости в продлении соглашения с нефтяными компаниями после 31-го марта, так как «ситуация на рынке сейчас достаточно стабильна и тот же демпфер создает экономический стимул для поставок на внутренний рынок», из чего следует, что компании способны распределить сырье «достаточно эффективно».

Ранее глава «Лукойла» Вагит Алекперов заявил, что полностью удовлетворен тем, как в рамках «налогового маневра» работает демпфирующий механизм. По его словам, компания на данный момент не несет каких-то значительных потерь ни по дизельному топливу, ни по бензину.

Вместе с тем Совет Федерации на этой неделе обратился к Правительству с рекомендацией предусмотреть дополнительные меры по сдерживанию роста цен на топливо. По мнению спикеров верхней палаты парламента, предпринятые уже действия, хотя и приостановили подорожание топлива, но только на короткое время — проблему в долгосрочной перспективе они не решают.