Не он сказал «Поехали!»: главное событие недели — Государь открыл «Государеву дорогу»

2 декабря 2019 г.09:00

Главное событие недели — Государь открыл «Государеву дорогу»

Министерство транспорта РФ

Трассу (а речь, конечно, идет о М-11) назвали все же «Невой». Однако судя по тому, с каким пафосом рассказывали о церемонии запуска, назвать ее стоило именно «Государевой»… Впрочем, если без иронии, то это событие (открытие движения по заключительному участку) действительно значительное и, главное, давно уже ожидаемое. Помимо него из ожидаемого, но не долгожданного — повышение ставок утилизационного сбора.

Итак, последний участок трассы М-11 от Тосно до Санкт-Петербурга открыли. Официальная церемония, на которую Владимир Путин «почти не опоздал», состоялась 27-го ноября около 14.00, полноценное движение разрешили в 16.00.

В ходе церемонии магистраль успели назвать проектом масштабным, историческим, грандиозным и прочими пафосными синонимами. Но, если уж не придираться, то по-настоящему грандиозным он был, если бы к его запуску расстарались по крайней мере заправочными станциями.

Этот факт, отсутствие достаточного количества заправок (а еще — слабое покрытие мобильной связью), пришлось даже заметить помощнику Президента Игорю Левитину, проехавшему сутками ранее по трассе с автопробегом. Правда, оценку дороге он все равно поставил как «очень хорошо».

Наверное, еле удержался, чтобы по инерции не ляпнуть «отлично!».

Что примечательно: отсутствие заправок (а расстояние между ними кое-где превышает 100 км) объясняют тем, что трассу сдавали небольшими (?) отдельными этапами, а потому медлили с обустройством дорожного сервиса: мол, не много там проехать по М-11 — можно успеть дозаправиться на М-10.

И если первые запущенные участки еще кое-как можно назвать «непротяженными» (76 км в обход Вышнего Волочка, 43 км в обход Химок, 50 км в обход Тожка), то те 209 км по Новгородской и Тверской областям, которые ввели еще прошлым летом, — вряд ли.

И уж точно таковыми нельзя назвать те 610 км, которые сейчас окончательно открыли. Тем более что к 27-му ноября из них не действовали только 38 км.

Кстати, да, 669 км, про которые мы все пишем, — это протяженность дороги с учетом обхода Твери (со 149-го по 208-й километр), которого на данный момент еще нет. И когда он будет, точно неизвестно.

В общем, по нашему скромному мнению, в такой грандиозный проект изначально следовало бы включать зоны сервиса. Особенно в свете того, что машины без дозаправки на трассе застревали и не раз.

Не включали, видимо, потому, что самым главным было не удобство водителей, а успеть уложиться в сроки.

Но, конечно, сейчас, когда на проблему обратил внимание сам Владимир Путин (будто раньше о ней никто и не знал), все ведомственные лица, естественно, взяли под козырек и пообещали «мигом», в два года, все обустроить.

Ну, да, кому-то — рейтинг повысить, кому-то — награды получить, а кому-то — просто ездить.

Что еще можно добавить про трассу? Ее назвали «Невой» (хотя был когда-то вариант и «Государева дорога»).

К созданию дороги приступили в 2010-м году (с перерывом на протесты по поводу вырубки Химкинского леса). Сдать магистраль торжественно планировали к массовому прибытию болельщиков на Чемпионат мира по футболу (июнь 2018-го года), но просчитались.

Дорога будет платной до 2110-го года. Потом магистраль якобы окупит свое строительство, которое, кстати, вылилось в 550 млрд. рублей (370 млрд. рублей — из бюджета).

Для грузовиков проезд по всей трассе, включая обход Химок, в зависимости от габаритов максимально стоит 2 150 рублей (II категория), 3 440 рублей (III категория) или 4 100 рублей (IV категория). Для легковых автомобилей — 2 020 рублей.

Если с транспондером и ночью, то дешевле.

Ах, да! Почему «не он сказал «Поехали!»? Процитируем ТАСС:

«Позвольте открыть движение?» — обратился к Президенту глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко. … «Дорогу «Нева» открыть!» — сказал Вячеслав Петушенко в рацию.

И дружным строем, как на параде Победы, рванули к пунктам пропуска несколько грузовиков и легковых авто. Впереди — серебристый Aurus.

А тем времени раскрываются подробности проекта моста через Лену

И этот проект уж точно без всякого пафоса можно назвать значимым: он позволит автомобилям кругогодично и не по льду доставлять грузы и людей в столицу Якутии.

Тем более что на данный момент в республике, на территорию которой приходится 82% российских запасов алмазов, 20% — золота, 35% — природного газа и нефти, 61% — урана и пр., нет вообще ни одного моста через Лену, а только паромные и ледовые переправы.

Во вторник, 26-го ноября, на ледовой переправе «Хатассы-Павловск» в Якутии 5-тонный грузовик провалился под лед. Два человека погибли.

Итак, строительство моста обойдется в 83,4 млрд. рублей. Самый большой объем средств все-таки выделит федеральный бюджет — 47,9 млрд. рублей. Инвестор (его пока не выбрали, но претендуют многие, в том числе и китайские, компании) вложит 29,1 млрд. рублей.

Остальное, 6,4 млрд. рублей, даст региональный бюджет.

Проезд по мосту будет платным для грузовиков и бесплатным для легкового транспорта.

Грузовые автомобили II категории заплатят 944 рубля, III категории — 1 255 рублей, IV категории — 2 018 рублей.

Тарифы, как заявляется, уже установлены в ценах 2025-го года, к которому и планируют ввести мост. Его платная эксплуатация предусмотрена до 2044-го года.

Сооружение возведут в 30 км от Якутска, рядом с селом Старая Табага. Протяженность моста составит 3,12 км, вместе с подъездными дорогами — 14,02 км.

А строительство еще одного важного моста, между Благовещенском и Хэйхэ, уже завершено

Без него международное сообщение между Россией и Китаем идет по понтонному мосту и на переходные периоды (пока лед становится или пока лед тает), как следствие, прерывается.

В пятницу, 29-го ноября, дорожники, как и обещали (а обещали они это сделать к концу 2019-го года), сдали российскую часть моста.

Китайцы свою часть к этому времени уже достроили.

Правда, сие совсем не значит, что скоро сооружение откроют для движения (в этом сезоне еще придется перетерпеть понтонную переправу): оно будет возможно только после оформления и согласования (все-таки международный проект) всей необходимой документации — к апрелю 2020-го года.

И еще одно «но»: в апреле по мосту если и поедут, то исключительно грузовики.

Пассажирское сообщение не могут разрешить без постоянного пункта пропуска, а постоянный пункт пропуска «Кани-Курган» планируют построить только к 2022-му году.

К апрелю успеют ввести лишь временный.

Проезд по мосту тоже, скорее всего, будет платным. Тарифы еще не называли, но уточняли, что они якобы будут на треть меньше существующих.

Длина сооружения составляет около 1 км, подъездный путей — 19 км: 13 км — с российской, 6 км — с китайской стороны.

Общая стоимость — 18,8 млрд. рублей.

А еще один важный проект пока и не строили, но уже собираются продлевать

Это, конечно, про будущую М-12 «Москва-Казань». Ее уже наперебой обещают продлить то аж до Дальнего Востока, то хотя бы до Сибири.

Прежде уже всерьез озвучивали намерения за три года проложить 700 км от Казани до Екатеринбурга.

И что тут хочется сказать? Особенно в свете того, что еще совсем недавно от строительства дороги, в принципе, думали отказаться до лучших времен, склоняясь к экономии в виде реконструкции М-7.

Дорогие вы наши! Вы хотя бы не по примеру М-11 и ЦКАД постройте дорогу до Казани в намеченные сроки, а уж потом рассказывайте, куда и в какое сжатое время вы ее будете доводить!

Напомним: изначально трассу «Москва-Казань» должны были построить к концу 2024-го года. Теперь, по обновленным планам, если что-то к этому сроку и введут, то только два участка — «Москва-Владимир» (145,5 км) и обход Казани (142,8 км).

При этом их проекты подготовят только к концу 2021-го года.

Всю магистраль целиком протяженностью 794 км (это еще участки «Владимир-Арзамас» и «Арзамас-Канаш») завершат в 2027-м году.

Естественно, к его концу. У нас сроки по всем масштабным проектам, дабы в глазах избирателей не промахнуться, выставляют к концу года.

Проезд по дороге будет платным. Обещают, что не больше 2,5 тыс. рублей для легковых автомобилей и не больше 6 тыс. рублей — для грузовых.

Что-то нам подсказывает, что цены указаны предварительно, на сейчас и без учета инфляции. Потому что: что там будет тогда, когда трассу введут (и когда это точно произойдет), кто его знает…

Стоимость строительства магистрали оценивается в 610 млрд. рублей.

Что еще важного, помимо мостов и дорог, произошло за семь дней?

Ну, пока у Государственной Думы была региональная неделя, из законов ничего принять и рассмотреть не смогли.

Министерство транспорта вот тоже, хотя с 1-го ноября прошел уже месяц, до сих не представило ни изменения в 36-й и 273-й Приказы, ни в Правила дорожного движения, без которых вступивший в силу закон о тахографах в грузовиках физических лиц вообще ни о чем.

Зато в Правительстве не обрадовали: утвердили повышение утилизационного сбора.

С 1 января 2020 года ставки по утилизационному сбору вырастут

Самое интересное, что чуть раньше перевозчики попросили не увеличивать сбор на тягачи, — и именно на тягачи его увеличат максимально — на 66,8%.

В других категориях грузовых транспортных средств «индексация» не настолько высока (в пределах 21,5%), а на грузовики массой от 5 до 8 тонн ставки вообще останутся неизменными.

Однако в сегменте легкового транспорта Министерство промышленности и торговли действительно разгулялось: на автомобили мощностью от 1 до 2 литров — повышение на 112%, мощностью от 2 до 3 литров — на 123,5%, от 3 до 3,5 литров — на 126,5%, от 3,5 литров — на 145%.

Нетрудно подсчитать, что ставки выросли более чем в 2 раза.

И только на малолитражки (до 1 литра) — на 46%.

И хотя в министерстве уверяют, что на фоне индексации сбора цены на автомобили вырастут минимально — в пределах 2%, эксперты несколько сомневаются.

Во-первых, в новом году, как правило, обновляется модельный ряд, что уже означает большую стоимость. Во-вторых, рынок падает и производителям надо как-то компенсировать свои убытки.

В-третьих, для тех, кто производит в России, с компенсацией сбора тоже еще не все ясно: по предварительной схеме, точно возместят только 60% расходов.

Впрочем, да, повышать цены, естественно, «уговорят» постепенно, растянуто во времени. Чтобы сложно было оценить весь масштаб «индексации»…