Перевозчики просят Правительство не повышать утилизационный сбор на тягачи
15 ноября 2019 г.15:15
Ассоциация «Грузавтотранс»
Транспортные компании опасаются, что повышение с 1-го января 2020-го года утилизационного сбора спровоцирует рост цен на автомобили и просят Правительство отказаться от индексации ставок хотя бы в сегменте седельных тягачей. Соответствующее письмо президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин направил вице-премьеру Максиму Акимову. В аппарате вице-премьера изданию «Коммерсантъ» факт получения просьбы подтвердили.
Напомним: в сентябре стало известно, что Министерство промышленности и торговли разработало предложения по индексации с 1-го января 2020-го года ставок утилизационного сбора. На днях глава ведомства Денис Мантуров заявил, что это решение уже согласовано, оно окончательное и «не будет отменено».
В среднем, ставка увеличится на 80%, в сегменте седельных тягачей — на 60-70%.
При этом на долю утилизационного сбора приходится порядка 10-12% в стоимости тягача, которая колеблется в районе 6 млн. рублей и дороже. Таким образом, повышение ставок может как минимум на 360 тыс. увеличить цены на технику.
В ассоциации «Грузавтотранс» опасаются, что подорожание замедлит темпы обновления автопарка, которые и без того не отличаются активностью, тем более в условиях, когда рентабельность в отрасли показывает только сегмент сборных грузов и у перевозчиков даже при действующих ценах нет достаточных средств на закупку новой техники.
Эксплуатация старых автомобилей, в свою очередь, непосредственно угрожает безопасности на дорогах, подчеркивает Владимир Матягин.
По приблизительным данным, рынок грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн в России оценивается в 4,15 млн. единиц (по крайней мере, на такие цифры ссылается Министерство экономического развития). По подсчетам аналитического агентства «Автостат», каждый третий из них был выпущен еще во времена Советского Союза, то есть как минимум 28 лет назад. Средний возраст грузового автопарка превышает 19 лет.
При этом в год перевозчики в общей сложности не приобретают и 100 тыс. единиц техники. По итогам 2017-го года было реализовано 80,2 тыс. новых грузовых автомобилей, по итогам 2018-го — 82,3 тыс.
И если в 2017-м году рынок начал еще как-то оживать и по сравнению с 2016-м годом прибавил сразу 50%, то во II полугодии 2018-го года на фоне подорожания топлива продажи значительно «просели». В этом году рынок по-прежнему не отличается стабильностью: всего за 10 месяцев реализовано 63 тыс. грузовиков, что на 2,5% меньше, чем в прошлом году.
Правительство, впрочем, готово компенсировать утилизационный сбор предприятиям, чье производство локализовано в России: в год на эти цели из федерального бюджета будет выделяться по 120 млрд. рублей. Однако, во-первых, компенсации получат только те компании, которые подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК), а MAN и Scania их не подписали.
MAN и Scania входят в 10-ку популярных в России марок. По итогам продаж за 10 месяцев этого года MAN занимается 4-е место — после «КамАЗа», «ГАЗа» и Volvo. Сразу же вслед за ним, на 5-й строчке, идет Scania.
Во-вторых, предложенная Правительством схема распределения промышленных субсидий не способна компенсировать все расходы на уплату утилизационного сбора: гарантированно возместят только 60%, выделение остальных 40% будет зависеть от степени локализации производства в России.
Окончательно схема компенсаций еще не утверждена: она не устраивает производителей. Компромиссное решение Правительство и компании должны найти до конца года.
Вместе с тем эксперты уверены, что в любом случае производители не будут перекладывать всю нагрузку по увеличению утилизационного сбора на покупателя, а значит, в цену автомобиля. Стоимость техники будет расти постепенно, с оглядкой на конкурентов и спрос на рынке.
По подсчетам маркетингового автомобильного агентства Russian Automotive Market Research, цены на грузовые автомобили за период с января по август 2019-го года уже увеличились на 8,5%.