Неделя недоразумений: как электронной очередью для грузовиков напугали всех россиян, а условия для субсидирования калининградских грузов договорились пересмотреть после того, как уже был объявлен отбор заявок по старым правилам

30 января 2023 г.12:59

Подводим итоги логистической недели

Министерство транспорта РФ

Кроме того, из основных событий прошедшей недели вспомним еще о переговорах между Туркменистаном и Россией по поводу паромного сообщения, а также о новых коридорах, которые планируют прокладывать в Китай.

Электронная очередь или запрет на выезд?

На прошлой неделе россиянам вдруг стало известно о законопроекте, который рассматривает Государственная Дума и который, как можно понять, призван урегулировать электронную очередь в пунктах пропуска.

Правда, законопроект был составлен таким образом, что россияне всполошились, будто теперь они смогут выезжать за границу только по предварительной записи…

В законопроекте действительно говорилось, что бронировать дату и время пересечения границы должны не только перевозчики, но и в принципе «граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства».

Потом, правда, авторы инициативы уверяли общественность, что они имели в виду совсем-совсем другое: мол, законопроект касается исключительно грузового транспорта и не всех, а только отдельных пунктов пропуска, отличающихся повышенными заторами (МАПП «Верхний Ларс», МАПП «Забайкальск» и т.п.).

В общем, сейчас законопроект забрали на доработку. Авторы документа рассчитывают, что они успеют его переписать в течение нескольких недель, чтобы уже в феврале приступить к рассмотрению инициативы.

Если она будет принята, то электронная очередь для грузовиков на российской границе начнет действовать с 1-го сентября 2023-го года.

Хотя это тоже не точно… Чтобы система начала действовать, одного законопроекта мало — необходимо, чтобы и сама система была работающей…

А в это время в Казахстане…

А в это время в Казахстане подобная инициатива, которая действительно (если будет внедрена с умом) должна упростить жизнь перевозчиков и водителей грузовиков, уже реализуется.

На данный момент электронную очередь тестируют в трех пунктах пропуска на границе Казахстана с Китаем — «Достык», «Нур Жолы» и «Кольжат».

К середине этого года систему должны распространить еще на десять пограничных переходов.

Забронировать дату и время пересечения казахстанской границы можно на сайте cgr.qoldau.kz или через специальное приложение CarGoRuqsat.

Субсидирование грузов в Калининградскую область: по старым правилам или по новым?

Это тоже интересно. В начале недели, 24-го января, «Росморречфлот» объявляет отбор заявок на получение субсидий для операторов морских линий, ведущих в Калининградскую область.

Напомним: субсидии необходимы для того, чтобы уравнять стоимость морской и наземной доставки (морская — дороже) в условиях, когда наземный транзит «санкционных» грузов по территории Литвы ограничен и морская доставка является приоритетной.

При этом на момент открытия отбора точно известно, что прошлогодний популярностью не пользовался и выделенные на несколько месяцев 2022-го года субсидии так и не были выбраны.

А не пользовался он популярностью потому, что сложными были расчеты тарифов для каждого вида груза, требовалось также большое количество подтверждающих документов (…) — в итоге, большая часть работающих на Калининград операторов от субсидий просто отказалась.

То есть: уже было понятно, что правила необходимо менять (причем власти Калининградской области не уставали про это говорить с конца прошлого года).

Однако отбор 24-го января объявляется. А уже 27-го января «всплывает», что федеральные и региональные власти договорились о новой, упрощенной, схеме субсидирования.

Еще раз: то, что условия субсидирования надо пересматривать, понятно и на федеральном, и на региональном уровне, переговоры о пересмотре таких условий идут — и как раз когда эти переговоры идут, объявляют очередной отбор по старым правилам

Причем отбор должен завершиться вечером 30-го января, а через день, к 1-му февраля, обещают подготовить проект изменений.

Вопрос: зачем тогда вообще объявлять отбор, если еще до конца неясно, по каким правилам будет осуществляться субсидирование?..

А в это время Польша просит убрать лазейку для перевозчиков из России и Беларуси

А именно: к следующим пакетам санкций против России и Беларуси Польша просит запретить перевозку грузов по территории ЕС прицепами с российской и белорусской регистрацией.

В то время как сейчас перецепка — наиболее популярный способ обмена товарами (если он осуществляется автомобильным транспортом) между Россией/Беларусью и странами ЕС.

И довольно часто европейский перевозчик как раз таки перецепляет на свой тягач российский или белорусский прицеп и везет в нем грузы в Евросоюз.

Если предложение Польши будет принято (но это далеко не факт), это станет еще одной сложностью для автомобильных грузоперевозок на европейском направлении.

Поскольку использовать на этом направлении свои прицепы российским и белорусским перевозчикам будет проблематично, из-за чего они чаще начнут прибегать к перегрузке, что, во-первых, дороже, а во-вторых, отнимает больше времени.

Впрочем, в России перецепка не так уж и популярна

Там действует такой перечень исключений, что значительную часть товаров европейские перевозчики по-прежнему довозят без перецепки/перегрузки непосредственно до пункта назначения в России.

По крайней мере, как рассказали на прошедшей неделе в Северо-Западном таможенном управлении, в 2022-м году под режим перецепки на российской границе попало менее 20% ввозимых из ЕС товаров.

Еще раз: менее 20% ввозимых товаров! То есть: около 80% грузов ввозились без каких-либо ограничений.

Правда, на этот год перечень исключений все-таки слегка сократили (с 58 до 40 позиций). А это значит, что доля перецепок на границе должна увеличиться, а вместе с ней — и объем работы для российских перевозчиков.

Тем более что местные перевозчики начинают волноваться из-за каботажа

Напомним: с 1-го марта 2025-го года транспортным компаниям из ЕАЭС разрешат каботажные (до трех последовательных) перевозки по территории России.

Однако российских перевозчиков это совсем не радует. Они опасаются, что коллеги из ЕАЭС будут демпинговать рынок и смогут взять значительную долю заказов на себя, лишив тем самым работы местный бизнес.

При этом для демпинга у них есть все возможности: более низкая стоимость топлива (как, например, в Казахстане), более низкие зарплаты (как, например, в Кыргызстане), отсутствие санкций (тут только россияне с белорусскими перевозчиками в равных условиях) и, как следствие, высокие цены на запчасти, обслуживание автомобилей и т.п.

Таким образом, перевозчики из Казахстана, Кыргызстана и Армении, получив доступ к каботажу по территории России, смогут устанавливать меньшие ставки на свои услуги и перехватывать заказчиков…

А в Беларуси в это время развивают приграничную инфраструктуру

В принципе, в Беларуси приграничная инфраструктура неплохо развита, однако в условиях, когда эта страна является наиболее популярным выходом на Евросоюз, она все равно постоянно нуждается в расширении.

Тем более сейчас, когда перевозки между ЕС и РБ выполняются в режиме перецепки/перегрузи на границе и очереди из грузовиков из-за этого собираются еще больше.

Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, к концу этого года возле пункта пропуска «Козловичи» на границе с Польшей планируют построить еще одну стоянку как минимум на 500 грузовиков.

И еще про Беларусь: изменения для использования навигационных пломб

Если до недавнего времени они, за некоторым исключением, были обязательны при ввозе товаров из Литвы, Латвии и Польши, а также для порожних грузовиков, зарегистрированных в ЕС, то сейчас электронные навигационные пломбы нужно использовать и при таможенном транзите грузов повышенной опасности.

Напомним: использование устройств — платное. Одна пломба стоит 10 базовых величин, или 370 белорусских рублей (почти 150 долларов).

А в Казахстане борются с вывозом дешевого топлива

С 1-го февраля возобновляется запрет на вывоз топлива автомобильным транспортом из Казахстана (исключение — заполненные баки машины). Он будет действовать в течение шести месяцев, то есть до 1-го августа 2023-го года.

При этом в Казахстане также действует система дифференцированных цен на дизельное топливо, в соответствии с которой дизель для иностранных водителей стоит приблизительно в два раза дороже, чем для местных.

Все это принимается Казахстаном из-за того, что в республике топливо стоит значительно дешевле, чем в соседних странах, что стимулирует вывозить его для продажи за границу.

А теперь про Туркменистан: возобновление регулярного паромного сообщения с Россией все ближе

По крайней мере, на прошедшей неделе стало известно, что одна из российских компаний — АО «Совфрахт» — готова выступить оператором паромной линии между Россией и Туркменистаном.

Как можно понять, рассматривается возможность запуска паромов между Туркменбаши и портами Астраханской области.

Правда, ранее такие паромы ходили в Махачкалу. И в Махачкале точно есть условия для их принятия.

Впрочем, чем больше портов в России будут задействованы в паромном сообщении с Туркменистаном, тем лучше…

Китай же по-прежнему перегружен

Как рассказали в «РЖД», только в январе объем перевозок в китайском направлении вырос почти на 70%. Самый популярный железнодорожный переход между Россией и Китаем — «Забайкальск» — не справляется с возросшей нагрузкой.

Если по достигнутым договоренностям он может пропускать до 240 контейнерных поездов в месяц, то заявок на него подано с расчетом около 1,6 тыс. составов ежемесячно.

В таких условиях «РЖД» пытаются договориться с китайской стороной пропускать через «Забайкальск» до 10 контейнерных поездов в сутки.

При этом разрабатываются и проекты новых транспортных коридоров в Китай, в том числе строительство нового моста через Амур — «Джалинда-Мохэ».

Россия и Китай уже начали совместную работу в этом направлении. Планируется, что к апрелю станут известные основные параметры будущего искусственного сооружения.

Не исключено, что он будет не просто железнодорожным, как изначально предполагалось, а совмещенным с автомобильным мостом.

Про технологии: первый российский электрогрузовик готов к выходу на дороги

Электрический грузомобиль Evm Pro получил заключение об оценке типа транспортного средства, а значит, может уже запускаться в массовое производство.

Его массовое производство должны наладить в I квартале 2023-го года.

Напомним: грузомобиль Evm Pro разработан на базе шасси «УАЗ Профи». Он имеет полную массу 3,5 тонны и грузоподъемность до 1 тонны. На одном заряде он сможет проезжать около 300 км.

Планируется, что в год в России будут выпускать около 1 тыс. таких электрических грузовичков.

«КамАЗ» готовится к беспилотным грузоперевозкам

Сейчас на предприятии создают цифровую карту трассы М-11 «Нева», где как раз таки и будут выполняться первые беспилотные коммерческие перевозки грузов.

Напомним: на этой трассе действует специальный экспериментальный режим сроком на три года с тем, чтобы через три года магистраль стала полноценным беспилотным логистическим коридором.

Свои первые беспилотные грузовики «КамАЗ» планирует выпустить на дорогу в мае-июне текущего года.

И напоследок: что должно произойти на этой неделе?

— С 30-го января по автомобильному мосту «Благовещенск-Хэйхэ» уже можно завозить в Россию опасные грузы, скоропортящиеся товары, алкоголь и табачные изделия.

— С 1-го февраля тариф «Платона» увеличивается на 30 копеек — до 2,84 рубля за километр.