В 2022 году под режим перецепки на границе России со странами ЕС попало менее 20% товаров

24 января 2023 г.14:20

Под режим перецепки на границе России с ЕС попало менее 20% товаров

Росавтодор

В 2022-м году за несколько месяцев действия ограничений для перевозчиков из ЕС, въезжающих в Россию, под режим перецепки попало менее 20% ввозимых товаров. Об этом ТАСС рассказал начальник службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Юрий Кулешов. Правда, с начала этого года перечень исключений, для которых перегрузка/перецепка не требуется, уменьшился, а это значит, что теперь объем перегрузочных и перецепочных операций на границе России со странами ЕС должен вырасти.

Напомним: ограничения для грузовых перевозчиков из стран ЕС, Норвегии, Великобритании и Украины в России ввели с 10-го октября 2022-го года, а затем продлили до 1-го июля 2023-го года. По общим правилам, грузовики, зарегистрированные в перечисленных странах, могут въехать только в приграничную зону России, где выполняются операции по перецепке или перегрузке на транспортное средство с российскими или белорусскими номерами, чтобы груз мог продолжить движение по территории России.

Однако одновременно с этими правилами был разработан и перечень исключений — тех товаров, для которых перецепка/перегрузка не требуется.

Как следует со слов Юрия Кулешова, в связи с этим списком в прошлом году под режим перецепки попало менее 20% ввозимых в Россию грузов из стран ЕС. Таким образом, большая часть перевозок европейскими компаниями по-прежнему выполнялась с доездом непосредственно до пункта выгрузки товара в российских регионах.

Вместе с тем благодаря широкому перечню исключений, подчеркнул чиновник, введенные для европейских перевозчиков ограничения в прошлом году не привели к большой нагрузке на таможенные органы и приграничную инфраструктуру.

«Никаких дополнительных ресурсов не потребовалось от нас. Ограничения на перемещения фур прописаны таким образом, что там есть исключения по разным группам товаров. Это помогает. У нас менее 20% в прошлом году попадало под режим перецепки. А самые крупные пункты пропуска позволяют делать перецепку прямо на месте», — рассказал в комментариях ТАСС Юрий Кулешов.

При этом он отметил, что снизить нагрузку на пункты пропуска удалось также за счет разрешения на перецепку грузов на территории складов временного хранения (СВХ): если прицеп с грузом имеет российские номера — его можно быстро передать российскому перевозчику; если прицеп с номерами стран ЕС — на территории склада можно оперативно выполнить перегрузку в российский прицеп.

Перейти довольно легко на новый механизм грузовых перевозок со странами ЕС российские таможенники смогли еще и потому, что прежде у них была возможность досконально изучить опыт белорусских коллег. Ведь в Беларуси ограничения для перевозчиков из Евросоюза ввели еще с середины апреля прошлого года — сразу же через неделю после того, как российским и белорусским грузовикам запретили въезд на территорию ЕС.

Правда, с начала этого года перечень исключений, для которых перецепка/перегрузка на российской границе не требуется, сократили. Если прежде он включал 58 товарных позиций, то теперь — только 40 позиций.

А это значит, что количество операций по перегрузке/перецепке на российской границе должно вырасти, а вместе с этим — и нагрузка на таможенные органы РФ и приграничную инфраструктуру.

Однако, с другой стороны, сокращение перечня исключений расширяет возможности российских перевозчиков, которые смогут больше товаров «подхватывать» на границе и везти в российские регионы. Поскольку до этого в течение нескольких месяцев, после того как российским грузовикам запретили въезд на территорию Евросоюза, а для европейских перевозчиков ограничения еще не ввели, компании с российской регистрацией практически лишились работы на направлении «Россия-ЕС».