На трассе М-11 «Нева» ввели экспериментальный правовой режим, позволяющий тестировать беспилотные перевозки грузов
21 октября 2022 г.11:32
Пресс-служба ГК «Автодор»
На платной трассе М-11 «Нева» ввели экспериментальный правовой режим (ЭПР), позволяющий тестировать беспилотные перевозки грузов. Как сообщили в Министерстве транспорта РФ, соответствующее постановление уже подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным. Специальный режим вводится сроком на три года.
Напомним: еще в прошлом году было принято решение сделать трассу М-11 «Нева» экспериментальным беспилотным логистическим коридором, где будут протестированы возможности использования беспилотных транспортных средств для доставки грузов. Эта магистраль была выбрана в качестве тестовой по нескольким причинам: здесь нет пересечений с другими дорогами в одном уровне, здесь запрещено движение пешеходов, прогон скота и т.п., здесь нет светофорного регулирования.
Кроме того, трасса М-11 «Нева» была введена в эксплуатацию относительно недавно (запуск последнего участка состоялся в ноябре 2019-го года), а это значит, что она отвечает современным требованиям, да и в целом еще соответствует нормативным показателям.
Правда, на данный момент на трассе отсутствует участок в обход Твери (водители вынуждены съезжать на бесплатную трассу М-10 «Россия», которая как раз таки проходит через город и потому отличается светофорным регулированием, пересечениями с другими дорогами, пешеходным движением и пр.). Однако работы по строительству этого участка уже начались, его должны открыть к концу 2024-го года.
Постепенно к беспилотным логистическим коридорам будут подключать и другие магистрали (ЦКАД, М-12 «Москва-Казань», М-4 «Дон» и др.) с тем, чтобы к 2030-му году их общая протяженность достигала 19,5 тыс. км.
Но прежде возможности беспилотной перевозки грузов будут протестированы именно на трассе М-11, для чего сейчас на ней и введен экспериментальный правовой режим.
Экспериментальный режим для беспилотного коридора
На данный момент в экспериментальном режиме могут участвовать два производителя транспортных средств (ПАО «КамАЗ» и НПО «СтарЛайн»), логистические компании, которые будут выполнять роль операторов беспилотных грузовых перевозок (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит», Х5 Logistics), а также ГК «Автодор» в качестве оператора инфраструктуры.
Предусматривается, что на трассе М-11 «Нева» смогут тестировать высокоавтоматизированные грузовики двух категорий. Так, транспортное средство 1-й категории будет передвигаться при обязательном присутствии на водительском сидении водителя-испытателя, а вот для транспортного средства 2-й категории предполагается уже удаленное управление с помощью диспетчера.
При этом устанавливается, что один диспетчер может отслеживать перемещение только одного автомобиля (и не более), а в самом автомобиле в это время все равно должен будет находиться человек (инженер-испытатель), но уже необязательно на водительском сидении.
Перед тем как вывести высокоавтоматизированный грузовик на трассу, его должны сертифицировать в соответствии со всеми требованиями безопасности и протестировать на закрытом полигоне.
Для каждого транспортного средства должна быть составлена подробная инструкция его использования, включающая и описание среды штатной эксплуатации (совокупность всех условий, в том числе метеорологических, инфраструктурных и пр., в которых автоматизированная система вождения может работать с минимальным риском).
Вне такой среды тестировать беспилотный автомобиль нельзя. Если, например, дорожные условия не соответствуют необходимым, то транспортное средство 1-й категории доставляет к подходящему участку трассы водитель-испытатель обычным способом, а транспортное средство 2-й категории — другой автомобиль с традиционным режимом управления.
Перед каждым выездом беспилотника на трассу его владелец и/или оператор беспилотной грузовой перевозки должен предоставлять в ГК «Автодор» (как оператору инфраструктуры) подробную карту маршрута движения с указанием мест для остановки и т.п. Уклоняться от маршрута тоже запрещается. Если это необходимо, то все действия выполняются только по согласованию с оператором инфраструктуры.
Как ранее сообщалось, первое время для тестирования беспилотной грузовой перевозки будут использоваться небольшие участки дороги (длиной около 10 км), проходящие вдалеке от городской черты. Движение беспилотных грузовиков, как правило, будет осуществляться от склада до склада. Однако впоследствии с освоением технологии эксперимент может расширяться.
При этом для высокоавтоматизированного транспортного средства не будут отводить отдельную полосу (оно будет ехать в общем потоке), но остальных участников дорожного движения должны будут предупредить о проводящемся тестовом заезде.
Тестовые заезды могут выполняться как исключительно с целью тестирования (то есть без груза), так и в рамках коммерческой перевозки.
Как рассказал директор по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров, сейчас испытания беспилотного грузовика проводятся на полигоне, однако приблизительно весной (в частности, после того как будут заключены соглашения с ритейлерами) производитель планирует выпустить свои транспортные средства на трассу М-11 для тестирования в рамках ЭПР.
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова отметила, что экспериментальный режим позволит не только протестировать разные модели беспилотников, но и апробировать всю цепочку процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры, что в итоге даст возможность масштабировать проект на другие трассы.
«Мы планируем протестировать информационный сервис обмена данными между цифровой картой и дорожной инфраструктурой М-11, а также различные сценарии эксплуатации ВАТС (высокоавтоматизированных транспортных средств – прим.), к примеру при поступлении от инфраструктуры данных о ДТП, погодных условиях и дорожной ситуации», — уточнила заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Эркенова.
В целом, ожидается, что использование беспилотных автомобилей для коммерческой перевозки грузов сократит издержки на оплату труда водителей на 30% до 2025-го года, а на топливо — на 28%.
Кроме того, к 2030-му году беспилотные логистические коридоры позволят на 25% увеличить коммерческую скорость доставки товаров и более чем на 10% снизить себестоимость перевозок.