Китай открывается после коронавируса, а Россия — для каботажа. Оцениваем, как начинается Новый год для логистики

16 января 2023 г.09:46

Китай открывается после коронавируса, а Россия — для каботажа

commons.wikimedia.org

В принципе, пока довольно неплохо. Китай (теперь уже точно основной торговый партнер России) постепенно отменяет коронавирусные ограничения, что обещает рост товарооборота, а с ним — и транспортных заказов. Власти России, наконец-то, принимают необходимые решения для «оцифровки» логистики, что выполнение транспортных заказов упростит. А у перевозчиков, завязанных на ЕС, еще как минимум полгода будет хоть какая-то работа на этом направлении.

Правда, проблемы с покупкой и обслуживанием грузовых автомобилей по-прежнему остаются, да и прицепы в новом году рискуют подорожать чуть ли не в шесть раз.

Кроме того, усложняются условия перевозки с некоторыми странами, которые сейчас являются приоритетными для России. Но об этом чуть ниже…

Открывается Китай…

Итак, в конце прошлого года Китай со своей «нулевой терпимостью к Covid-19», наконец-то, пересмотрел отношение к коронавирусной инфекции, а сразу с началом нового года приступил к введению пересмотренного отношения в практику.

Проще говоря, в числе прочего начал ослаблять и трансграничные коронавирусные ограничения, действовавшие до того на протяжении трех лет.

Что к этому моменту уже произошло?

1. С 8-го января возобновилось пассажирское сообщение через автомобильные пункты пропуска «Забайкальск» и «Краскино».

Правда, о туристическом потоке речи пока не идет, но регулярные рейсовые автобусы уже ходят.

2. С 8-го января начали постепенно разрешать проезд грузовых автомобилей до приграничных населенных пунктов вместо обязательной перецепки в пункте пропуска.

С 8-го января таким образом уже можно доехать через пункты пропуска «Пограничный», «Полтавка» и «Краскино» до Суйфэньхэ, Дуннина и Хунчуня соответственно.

С 9-го января такое разрешение действует в пунктах пропуска «Турий Рог» (до населенного пункта Мишань) и «Амурзет» (до Хаюдао).

С 11-го января без перецепки можно доезжать до китайского Жаохэ через пункт пропуска «Покровка».

То есть: теперь российский водитель может доехать до склада в приграничном китайском городе и уже там присутствовать при загрузке своего транспортного средства.

Ну, а третье и самое главное: с 16-го января в свой обычный доковидный режим работы возвращается МАПП «Забайкальск» — наверное, самый любимый у перевозчиков пункт пропуска на российско-китайской границе.

Что это значит?

Это значит, что с 16-го января здесь отменяется режим перецепки и возобновляется экспорт грузов в Китай.

И вот тут стоит добавить, что постепенно расширяются и возможности использования нового транспортного коридора в Китай по мосту «Благовещенск-Хэйхэ».

1. С 3-го января пункт пропуска «Кани-Курган» в районе этого моста работает в круглосуточном режиме.

Правда, круглосуточным стал таможенный пост только с российской стороны (китайский график — с 08.00 до 24.00) и только он. В том смысле, что движение грузовиков по мосту на ночь все равно останавливается, а в ночное время продолжается работа по таможенному оформлению транспорта и документов.

2. С 3-го января в пункте пропуска «Кани-Курган» в полноценном режиме начала действовать электронная очередь.

Забронировать время заезда в пункт пропуска можно на сайте amurbooking.com. И сделать это можно за семь суток до планируемого пересечения границы.

3. С 30-го января по мосту «Благовещенск-Хэйхэ» можно будет завозить в Россию продовольствие, опасные грузы, алкоголь и табачные изделия.

Что еще стоит сказать, что одновременно облегчаются и коронавирусные ограничения на границе Китая с Казахстаном. Их также обещали постепенно отменять с первой половины января.

Открываются цифровые возможности…

Правда, не прямо сейчас, а через несколько месяцев, однако соответствующие решения уже приняты.

1. С 1-го марта 2023-го года официально вводится в оборот электронный путевой лист.

Помимо него, с 1-го марта 2023-го года в электронном виде также можно будет оформлять заказ (заявку) и договор фрахтования.

Для этого, напомним, еще с 1-го сентября прошлого года в России была запущена Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Через нее уже можно проводить электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд.

2. С 1-го марта 2023-го года в электронный вид окончательно переведут специальные разрешения на движение тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств.

В том смысле, что из российского логистического обихода в принципе уберут возможность оформлять специальные разрешения в традиционном бумажном виде.

3. С 1-го сентября 2023-го года в России разрешат полноценные (то есть в качестве основного, а не только дополнительного способа) дистанционные медицинские осмотры водителей.

Правда, для водителей, перевозящих опасные грузы, обязанность очного визита к врачу все равно сохранится.

И вот тут вполне кстати будет отметить, что с 30-го декабря 2022-го года в 38 регионах России разрешили беспилотную коммерческую перевозку грузов. Естественно, со своими условиями, о которых можно прочитать здесь.

До этого, напомним, такой же экспериментальный режим ввели отдельно для платной трассы М-11 «Нева». Причем для тех, кто захочет им воспользоваться (то есть доставить свой груз беспилотником), планируют установить льготные тарифы.

Подробнее об этих тарифах мы напишем на этой неделе. Так что следите за нашими новостями!

Открывается каботаж по территории России…

Правда, тоже с нюансами…

Во-первых, он будет разрешен только для перевозчиков из стран ЕАЭС — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении.

А во-вторых, разрешение вступит в силу лишь с 1-го марта 2025-го года.

Таким образом, до 1-го марта 2025-го года выполнять каботажные автомобильные грузоперевозки по территории России по-прежнему нельзя.

Осложняются перевозки в Казахстан и Узбекистан…

Так, с 1-го января 2023-го года доставка грузов в Узбекистан с перегрузкой или перецепкой в пути возможна при наличии разрешительных бланков «в/из третьих стран».

Кроме того, с 1-го января 2023-го года не совсем понятно, как доставлять грузы с перецепкой в Казахстан.

Потому что, напомним, послабления для перевозчиков из ЕАЭС, снимающие запрет на перевозку грузов в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в третьей стране (не в стране отправления) на транспортное средство третьего перевозчика (не из страны отправления), были введены в июле прошлого года.

Однако действовать они должны были только до конца 2022-го года.

И пока о том, что они продлеваются, Казахстан не сообщал. На фоне чего белорусским и российским перевозчикам рекомендуют пока воздержаться от доставки грузов в эту страну с перецепкой или перегрузкой.

Но сама перецепка на границе продолжается…

И на границе Беларуси со странами ЕС, и на границе России со странами ЕС…

Изначально, правда, в России механизм перецепки/перегрузки в приграничной зоне с ЕС вводился до конца 2022-го года. Но потом его продлили как минимум еще на полгода — до 1-го июля 2023-го года.

При этом, что важно, сократили перечень товаров, которые европейские перевозчики могут довозить непосредственно до российского пункта назначения. Если ранее в нем было 58 позиций, то с 10-го января список товаров уменьшился до 40 позиций.

А это значит, что возможности работы российских перевозчиков на европейском направлении расширились.

Вопросы с обновлением автопарка остаются…

В том смысле, что грузовиками европейского производства, продажи которых убрали с российского рынка, автопарк теперь не расширить. Европейские автомобили, оставшиеся в пользовании у перевозчиков, на фоне дефицита комплектующих и сокращения числа официальных дилеров и сетей СТО не совсем понятно сейчас, как ремонтировать и обслуживать.

Зато вместо европейских производителей на российский рынок пришли китайские компании.

Правда, чтобы не дать китайским компаниям захватить российскую долю, с 1-го января в России подняли утилизационный сбор на специальную технику и прицепы. Из-за чего, кстати, те же прицепы рискуют подорожать более чем в шесть раз.

Вспомним еще и про Беларусь…

1. В Беларуси тоже легализовали параллельный импорт.

Однако здесь, в отличие от России, где перечень параллельного импорта включает даже одежду и обувь, речь главным образом идет об объектах интеллектуальной собственности — программном обеспечении, музыкальных и аудиовизуальных произведениях, программах вещания и т.п.

2. В Беларуси выросли штрафы за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). И не только. Увеличились и суммы многих обязательных платежей и сборов.

Поскольку в Беларуси сумма штрафов, сборов и пр. чаще всего зависит от размера базовой величины, а с 1-го января размер этой величины подняли на 5 белорусских рублей — с 32 до 37 рублей.

3. Белорусским перевозчикам облегчили перевозки с Турцией.

До конца 2023-го года они могут осуществлять грузовые перевозки с Турцией без двусторонних и транзитных дозволов.

4. Еще в трех белорусских пунктах пропуска с 1-го января таможенники выполняют и часть функций пограничников. Это — железнодорожный переход «Брест» на границе с Польшей и автодорожные переходы «Урбаны» (граница с Латвией) и «Брузги» (граница с Польшей).

Последний, правда, все еще остается закрытым после событий т.н. «миграционного кризиса» осенью 2021-го года.

В целом, совмещение функций контрольных органов, которое всего действует в 15 пунктах пропуска, должно ускорить прохождение границы. Впрочем, в сезонные пики (как было перед новогодними праздниками) на очередь из грузовиков это, к сожалению, мало влияет.

Особенно если стороны идут на принцип и с особой тщательностью проверяют каждый грузовик…