Более 5 тыс. грузовиков: ситуация на границе Беларуси со странами ЕС остается сложной
21 декабря 2022 г.14:08
Официальный сайт Государственного пограничного комитета РБ
Ситуация на границе Беларуси со странами ЕС все еще остается сложной. В настоящий момент, по данным Государственного пограничного комитета РБ, на выезде из Беларуси в Литву, Латвию и Польшу стоит более 5 тыс. грузовиков. При этом большие очереди из фур скопились и на въезде в Беларусь.
По состоянию на 14.00 21-го декабря, в совокупности выезда из Беларуси в Польшу, Латвию и Литву ожидают 5 250 грузовиков. При этом такой вот длины очередь, превышающая 5 тыс. автомобилей, на границе Беларуси наблюдается с начала декабря и если и уменьшается, то совсем незначительно.
Впрочем, заторы из грузовых автомобилей здесь отмечались еще в ноябре. И уже тогда их величина, колеблющаяся около 4 тыс. транспортных средств, казалась невиданной.
Самой большой очередью по-прежнему отличается пункт пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой, где выезда из Беларуси ожидают более 1 тыс. грузовиков.
В то же время фуры вынуждены сутками простаивать и на въезде в Беларусь.
Так, по данным дирекции контрольно-пропускных пунктов при Министерстве транспорта Литвы, в пункте пропуска «Райгардас» (на белорусской стороне — «Привалка») водителям грузовиков приходится стоять около двух суток, а в пунктах пропуска «Медининкай» (на белорусской стороне — тот самый «Каменный Лог») и «Шальчининкай» (на белорусской стороне — «Бенякони») двухсуточное ожидание уже перетекает в трехсуточное.
В польском пункте пропуска «Корощин» (он же «Кукурыки», а с белорусской стороны — «Козловичи»), как сообщал накануне Государственный пограничный комитет РБ со ссылкой на польский портал, на въезд в Беларусь выстроилось более 1,2 тыс. фур.
Белорусские службы по-прежнему сложную ситуацию на границе объясняют недобросовестной работой своих коллег. В Государственном пограничном комитете РБ, например, подчеркивают, что контрольные службы Беларуси готовы принимать транспорт даже сверх установленной нормы, в то время как на сопредельной стороне хорошо если пропускают хотя бы половину от возможностей пограничных переходов.
При этом сами перевозчики по-разному оценивают то, что происходит на границе. Одни подтверждают, что замедление действительно наблюдается со стороны контрольных служб стран ЕС. Другие, наоборот, говорят, что не спешат белорусские службы.
Что объективно можно сказать про сложившуюся обстановку, так это то, что на нее в большой степени повлиял новый порядок грузовых перевозок Беларуси со странами ЕС, в соответствии с которым белорусские и российские перевозчики практически вообще не могут заехать на территорию Евросоюза, а перевозчикам из Евросоюза разрешено въехать только в приграничную зону РБ для перецпки или перегрузки.
В итоге, только из-за такого вот механизма поток транспорта, которым и без того отличается высокий предновогодний сезон, чуть ли не удвоился (в прежние годы перед рождественскими и новогодними праздниками на границе собиралось около 3 тыс. грузовиков). Поскольку, получается, часть очереди составляют грузовики из ЕС, которые заехали в Беларусь, оставили/забрали груз/прицеп на приграничных складах и едут назад, а еще часть — белорусские, российские и др. грузовики, которые стоят, чтобы въехать в пределы пункта пропуска для перецепки.
Можно легко себе представить, что, если бы весь маршрут доставки товара выполнял один перевозчик, «раздвоения» очереди на границе не наблюдалось бы...
К слову, на российской границе со странами ЕС, где тоже действует подобный механизм грузовых перевозок, заторы из фур тоже отмечаются. Так, например, по данным Федеральной таможенной службы на 21-е декабря, на въезде из Латвии в Россию стоит совокупно более 1 тыс. грузовиков, а на въезде со стороны Эстонии — почти 800 автомобилей.