В 38 регионах России разрешили перевозку грузов и пассажиров беспилотными автомобилями
5 января 2023 г.14:09
Пресс-служба ПАО «КамАЗ»
С 30-го декабря 2022-го года в 38 регионах России сроком на три года установили специальный экспериментальный правовой режим (ЭПР), позволяющий эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Соответствующее Постановление Правительства РФ опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации. По сути, это означает, что в 38 регионах России разрешили использование беспилотных автомобилей для коммерческой перевозки грузов и пассажиров.
При этом беспилотные автомобили могут быть двух категорий: те, в салоне которых на месте водителя или на переднем пассажирском сидении находится водитель-испытатель, всегда готовый взять на себя управление в экстренных случаях (ВАТС 1-й категории), и те, которые вообще управляются оператором дистанционно и не требуют нахождения в салоне специалиста (ВАТС 2-й категории).
Однако в любом случае каждое такое транспортное средство должно будет пройти соответствующую сертификацию и получить разрешение на эксплуатацию, а до вывода на дороги его должны будут протестировать на закрытом полигоне.
Кроме того, для каждого беспилотного автомобиля должны будут прописать его среду штатной эксплуатации (дорожные и географические условия для безопасной работы). Вне такой среды использование беспилотника не допускается: в случае с ВАТС 1-й категории управление должен взять на себя водитель-испытатель, а ВАТС 2-й категории должно попросту остановиться.
Именно в соответствии с этой средой в каждом регионе для «умных» машин будут устанавливаться допустимые зоны эксплуатации. Но если для ВАТС 1-й категории, где в салоне присутствует специалист, такие зоны будет выбирать сам владелец беспилотника по согласованию с региональными властями, то для ВАТС 2-й категории, которое управляется дистанционно, требования будут более жесткими. Для них зоны эксплуатации будут строго очерчиваться региональными властями по согласованию с МВД и Федеральной службой охраны.
Какие еще требования устанавливаются для беспилотников?
На самом деле требований к «умным» автомобилям не мало, что вполне естественно и необходимо, чтобы обеспечить как можно более безопасное передвижение «самоуправляемого» автомобиля по дорогам.
Основное, конечно, предъявляется не столько к самому транспортному средству, сколько к его автоматизированной системе управления. Так, например, она должна обеспечивать соблюдение Правил дорожного движения (ПДД), контроль дорожно-транспортной обстановки и предсказуемое взаимодействие с другими участниками дорожного движения. Кроме того, должна быть обеспечена возможность диагностирования неисправностей автоматизированной системы управления в режиме реального времени и в принципе контроля ее функционирования на любом этапе эксплуатации.
Автоматизированная система управления также должна быть защищена от внешнего вмешательства. И должна быть обеспечена безопасная деактивация транспортного средства.
Что касается самого беспилотного транспортного средства, то оно, во-первых, должно быть выделено из общего потока. В том смысле, что автомобиль должен быть обозначен специальным знаком «Автономное управление» (равносторонний треугольник белого цвета с красной каймой и буквой «А» внутри черного цвета), а на его боках должна быть маркировка с номером телефона для связи с оператором. Последним, заметим, может воспользоваться любой участник дорожного движения, чтобы предупредить об опасности или других нештатных ситуациях.
«Умная» машина также должна быть оснащена видеорегистраторами, устройствами для регистрации и хранения данных с датчиков (что-то вроде «черных ящиков»), устройством для активации и деактивации, в том числе и в дистанционном режиме, и т.п.
В ВАТС 1-й категории обязательно должен быть тормоз, которым в случае необходимости может воспользоваться водитель-испытатель вне зависимости от того, сидит он «за рулем» или на пассажирском сидении, а для ВАТС 2-й категории должна быть предусмотрена возможность дистанционного выбора маршрута и мест остановки.
Ввод в эксплуатацию беспилотника, управляемого оператором в удаленном режиме, разделен на три этапа. Если на 1-м этапе контроль за ним осуществляет оператор (один оператор — на одно транспортное средство) и еще один работник (из расчета: один работник — на три транспортных средства), то на 2-м этапе — только оператор (но, опять-таки, он может одновременно следить только за одним автомобилем).
При этом условием перехода с 1-го этапа на 2-й и со 2-го на 3-й является суммарный пробег не менее 3 тыс. км без ДТП по «вине» беспилотника. А вот на 3-м этапе оператор может осуществлять мониторинг более чем за одной «умной» машиной.
Что еще важно, допуск беспилотного автомобиля к коммерческой перевозке грузов возможен только после двух месяцев тестовой эксплуатации, а к перевозке пассажиров — после шести месяцев.
Кстати, при беспилотной доставке грузов транспортная накладная тоже должна будет составляться, в то время как оформление путевых листов при беспилотной перевозке исключается.
А что требуется от водителя-испытателя и оператора?
У них, естественно, должно быть водительское удостоверение соответствующей категории и непосредственный стаж за рулем — не менее трех лет. Кроме того, в течение последних трех лет они не должны привлекаться к административной ответственности по статьям, предусматривающим лишение прав.
При этом прежде чем приступить к управлению беспилотником, и водитель-испытатель, и оператор должны пройти специальное обучение, составленное для них владельцем транспортного средства.
Во время управления «умным» автомобилем водитель-испытатель считается водителем в соответствии с ПДД, а оператор несет ответственность в случае ДТП, если причиной ДТП стали недостатки в маршрутизации и диспетчеризации.
Страхование ответственности
Помимо полиса ОСАГО, владелец высокоавтоматизированного транспортного средства должен быть застрахован по рискам ответственности в случае причинения беспилотником вреда жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения. При этом минимальная сумма страхования должна составлять 10 млн. рублей на каждый автомобиль.
И вот тут стоит подчеркнуть, что правом владения тестируемыми беспилотными автомобилями должны обладать непосредственно те компании, которые допущены к участию в экспериментальном правовом режиме (они называются субъектами ЭПР). На данный момент их всего пять.
Это: ООО «Газпромнефть-Снабжение», ООО «Сбер Автомотив Технологии», ООО «НПО «СтарЛайн»», ООО «Яндекс.Испытания» и ООО «Бейстрек Рус».
Ну, и в каких регионах смогут ездить беспилотники?
В Башкортостане, Бурятии, Крыму, Татарстане, Чувашской Республике, в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Московской и Ленинградской областях, в Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Кемеровской областях, в Москве и Санкт-Петербурге, в ХМАО и ЯНАО.
...
В целом, экспериментальный правой режим по беспилотным автомобилям будет действовать в течение трех лет — до 30-го декабря 2025-го года. Он, во-первых, должен в принципе показать возможности использования высокоавтоматизированных транспортных средств, а во-вторых, помочь в подготовке соответствующей законодательной базы.
Аналогичный режим, напомним, в октябре прошлого года установлен отдельно для платной трассы М-11 «Нева», которую к 2024-му году планируют сделать первым в России беспилотным логистическим коридором, чтобы затем в течение шести лет в число таких коридоров включить как минимум 19,5 тыс. км трасс (ЦКАД, М-12 «Москва-Казань», М-4 «Дон» и пр.).
Правда, тут не мешало бы еще напомнить, что до этого в 13 регионах страны уже проходил «беспилотный» эксперимент (официально его запустили в декабре 2018-го года, длился он до 1-го июля 2022-го года), который и должен был стать основой для будущей законодательной базы. Однако, как видим, эксперимент все-таки решили переформатировать и продолжить...