Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Инициатива недели: рынок автомобильных грузоперевозчиков решили избавить от нелегалов

10 февраля 2019 г.19:38

Рынок автомобильных грузоперевозчиков решили избавить от нелегалов

Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

На прошедшей неделе в Государственную Думу поступил законопроект, принятие которого может ограничить доступ автомобильных грузоперевозчиков на рынок. Депутаты в первом чтении разрешили строить на Крайнем Севере только платные дороги. А ассоциация «Грузавтотранс» объявила всероссийский флешмоб против перегруза.

Доступ на рынок автомобильных грузоперевозок могут ограничить

Для этого предлагают создать специальный реестр перевозчиков грузов за плату.

Суть предложения проста: только тот, кто будет находиться в этом реестре, сможет законно заниматься коммерческими грузоперевозками. Остальным за подобное занятие как минимум будут грозить штрафы.

При этом реестр изначально не предусмотрен для физических лиц — только для юридических лиц и ИП. А для включения в него (а его, кстати, предполагают сделать платным) необходимо будет подтвердить свою финансовую состоятельность: наличие имущества хотя бы на 500 тыс. рублей, если используется один автомобиль, или по 200 тыс. рублей на каждый грузовик.

Кроме того, в штате перевозчика должен будет в обязательном порядке числиться ответственный специалист, имеющий соответствующее свидетельство. Получение такого свидетельства (то есть прохождение специального обучения) тоже думают сделать платным.

Правда, это предложение в виде законопроекта только поступило на рассмотрение в Государственную Думу. И очень сомнительно, что у верхов хватит политической воли на его принятие.

Ведь сейчас, по приблизительным оценкам, около 50% перевозчиков на рынке не зарегистрированы ни в качестве ИП, ни в качестве компании. С введением реестра их просто-напросто лишат источника заработка. И куда они, спрашиваются, в таком случае пойдут? После акций протеста по поводу «Платона» этот вопрос является, что называется, риторическим.

На Крайнем Севере смогут строить платные дороги без бесплатных дублеров

Пока закон это запрещает: платная дорога может появиться только в том случае, если она станет альтернативой уже имеющейся бесплатной.

Однако вот на строительство бесплатных дорог на отдаленных территориях Крайнего Севера с их низкой заселенностью местным властям средств, естественно, жалко. Позвать частных инвесторов, которые будут взимать плату за проезд по построенным дорогам, из-за буквы закона они тоже не могут.

В итоге, для людей в XXI веке по-прежнему остаются зимники, паромы, малая авиация и отрезанность, в общем-то, от «большой земли».

Принятый в первом чтении законопроект призван эту дилемму разрешить.

Эксперты, однако, опасаются, что даже в случае принятия законопроекта до закона дорог на Крайнем Севере не прибавится.

Мы, кстати, тоже этого опасаемся. Местные власти, получив возможность без преград звать частных инвесторов, и думать не будут в сторону освоения бюджета на дорожные нужды. А инвесторы, в свою очередь, если и будут вкладывать свои деньги, то только в то, что должно окупиться.

То есть: построить дорогу к какому-нибудь месторождению, НПЗ и пр. они, конечно же, построят, а вот проложить путь между отдаленными поселками с десятком человек жителей — вряд ли. Тем более что, по задумке, плату можно будет брать только с заезжих гостей или с коммерческого транспорта, для местных легковых автомобилей проезд останется бесплатным.

Ассоциация «Грузавтотранс» объявила флешмоб против перегруза

Те, кто хочет принять в нем участие, должны просто хотя бы на листке бумаги написать слова «Против перегруза» и либо выложить фотографию с таким «плакатом» в соцсети, либо повесить его на свой автомобиль, либо сделать и первое, и второе.

Идея провести флешмоб стала следствием продолжающих в южных регионах забастовок. Мол: пусть бастуют только перевозчики зерна и только в нескольких регионах, морально их поддерживают перевозчики по всей России.

Вот только наши читатели в то же время спрашивают: «А что это изменит?» Советуют: «Так не перегружайте!» И парируют: «Так не перегрузишь — не заработаешь!»

Попробуй еще разберись, за кем тут правда…

А экспортеры зерна уже жалуются на убытки

О том, что забастовки перевозчиков рискуют снизить объемы экспорта зерна и уже вынуждают экспортеров нести убытки (оплачивать простой судна, лишние недели хранения зерна и пр.), заявили в Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции.

Что примечательно: местные власти при этом уверяют, что на их территориях все спокойно — никаких, мол, массовых забастовок не наблюдается. В Российском зерновом союзе тоже убеждают, что акции протеста перевозчиков остались для них незамеченными.

Вопрос: а кому верите вы? Мы все-таки как-то больше экспортерам.

«Ростелеком» решил поучаствовать в конкурсе на создание системы автоматизированного весогабаритного контроля

И это стало неожиданностью. Мы, если честно, видели в конкурсе на заключение соответствующего концессионного соглашения чистую формальность. Хотя бы потому, что изначально условия соглашения писались для конкретной компании — для «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператора «Платона»).

Так, например, из 387 автоматизированных «рамок» 88 должны быть созданы на базе «рамок» «Платона». Плюс, данные пользователей «Платона» должны быть интегрированы в базу весогабаритного контроля. Да и вообще, конкретные условия соглашения появились именно на основе поданной заявки от компании Игоря Ротенберга.

Впрочем, вполне возможно, что привлечение «Ростелекома» и стало соблюдением формальности: надо же показать, что звание концессионера «Платону» досталось в острой конкуренции.

Сам же «Ростелеком» упирает на то, что у него есть опыт в оборудовании «рамок» весогабаритного контроля: более 47 комплексов создал, 26 из них эксплуатирует.

Эксперты, правда, отмечают, что многие из этих рамок работают некорректно (в Нижегородской области, например, сумма некорректно выставленных штрафов за 9 месяцев однажды достигла почти 1 млрд. рублей), и считают, что поэтому оператор «Платона» на фоне «Ростелекома» выглядит предпочтительнее.

Ну, естественно, предпочтительнее: ему ведь пока устанавливать весогабаритные «рамки», а следовательно, и ошибаться с их установкой, не приходилось.

Водителям из дружественных государств разрешили проходить в России обучение на «международников»

То есть сразу, напомним, с 1-го июня 2017-го года иностранным водителям запретили на основе их национальных удостоверений работать в России. Потом вспомнили, что с некоторыми государствами (Беларусь, Казахстан и др.) нас связывают более тесные отношения, и для их граждан сделали исключение.

А затем опомнились, поняли, что исключение действует лишь для поездок внутри России (чтобы получить свидетельство «водителя-международника», необходимо иметь российское удостоверение), и вот только сейчас разрешили противоречие.

Собственно, все как обычно: одним махом внести поправки во все нормативно-правовые акты — это слишком сложно.

Перевозку «секретных» грузов повышенной опасности хотят освободить от получения специального разрешения

Объясняют такое решение заботой о безопасности страны. Мол, получение разрешения подразумевает согласование маршрута с владельцами дорог, в то время как передвижение некоторых грузов является государственной тайной и о нем должны знать лишь избранные службы.

При этом на перевозку грузов повышенной опасности, под государственную тайну не подпадающих, разрешение будет требоваться по-прежнему.

В Государственной Думе предложили законодательно установить, какие именно тахографы должны использовать перевозчики

Правда, не совсем понятно, что имели в виду депутаты от ЛДПР? Неужели прописать в законе название конкретного поставщика?

Потому что на данный момент уже имеется 36-й Приказ Министерства транспорта, который устанавливает требования к тахографам.

Точно так же не совсем понятны сетования депутатов по поводу того, что «есть легальные перевозчики, которые используют правильные типы тахографов», и есть какие-то «остальные, которые продолжают ездить с каким-то хламом».

Ведь на данный момент устанавливать тахографы обязаны как раз таки юридические лица и ИП (то есть легальные перевозчики), на тех самых «остальных» (то есть на физических лиц) такое требование пока не распространяется.

В этом году в России обещают законодательно закрепить для водителей возможность удаленного медицинского осмотра

Что интересно: соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу еще в 2017-м году. Правда, составлен он был таким образом, что Комитет по охране здоровья отказался его поддержать.

Все, что там было написано, так это то, что медицинские осмотры водителей могут проводиться с применением телемедицинских технологий. Порядок такого осмотра и пр. нюансы авторы документа решили не уточнять.

Остается надеяться, что, прежде чем обещать принятие законопроекта, его хотя бы удосужатся доработать.

Госдума отклонила инициативу КПРФ о государственном регулировании цен на топливо

По мнению КПРФ, государственное регулирование цен на топливо (когда Правительство своим решением будет устанавливать их значения) должно избавить нас всех от кратного подорожания бензина и дизеля. И в том, что такое предложение отклонили, в партии видят потворство интересам «нефтяной олигархии».

Мы же, если честно, больше видим потворство бюджету. Хотя бы потому, что государственное регулирование, по оценке экспертов, грозит для бюджета миллиардными (около 500 млрд. рублей) убытками, а увеличенный экспорт нефти в этом году, хотя и вызвал топливный кризис, однако в то же время сделал, наконец-то, бюджет профицитным (на протяжении последних четырех лет он был дефицитным).

Тут примечательно другое. Отклоняя законопроект, депутаты упирали на приверженность задекларированному рыночному принципу ценообразования, которого на самом деле сейчас нет: действующая до конца марта «заморозка» мелкооптовых цен на топливо и есть как раз таки настоящее государственное регулирование.

В Новосибирске на время весенних ограничений создадут транспортный коридор для большегрузов

И это то самое решение, перед которым любой сарказм бессилен. То есть: нам сложно найти в нем какое-то уязвимое место.

Единственное, что хочется отметить, так это то, что о создании такого транспортного коридора местные перевозчики просили уже не один год. И вот только сейчас их, наконец, услышали.

Особенно актуально их требование стало после того, как федеральные трассы освободили от весенней «просушки». В итоге получалось так, что доехать до города перевозчики могли свободно, а вот въехать в него — только по разрешениям: восточный обход Новосибирска, напомним, с 2013-го года все никак не достроят, входящие же в состав города дороги относятся к региональным.

Однако в этом году перевозчикам для транзита все-таки определили специальный маршрут, на который весенние ограничения распространяться не будут.