В регионах Арктики считают, что законопроект о строительстве платных дорог без бесплатных дублеров необходимо доработать

6 февраля 2019 г.10:18

Департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО

Законопроект, разрешающий строить платные дороги на Крайнем Севере без бесплатных дублеров, может ущемить интересы местных жителей и нуждается в доработке, считают опрошенные ТАСС представители науки, власти и общественности.

Напомним: во вторник, 5-го февраля, Государственная Дума приняла в первом чтении внесенный Правительством законопроект, который дает возможность строить платные дороги в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях без соблюдения обязательного условия о наличии бесплатной дороги-дублера. Согласно действующим нормам при строительстве платных дорог обязательно должна быть предусмотрена возможность альтернативного проезда. Однако, по словам авторов законопроекта, ограниченность местных бюджетов часто не позволяет прокладывать дороги общего пользования.

«Неплохой проект закона, но надо еще обсуждать, чтобы не пострадали жители северных регионов. Приняли в первом чтении с обязательной доработкой. Я, например, опасаюсь, что крупный бизнес дорогу построит, альтернативы нет, легковой транспорт они будут пропускать. Но у нас есть малый и средний бизнес, который тоже пойдет по этой дороге, и они будут обязаны платить деньги», — сказал депутат Государственной Думы от Ненецкого автономного округа (НАО) Сергей Коткин.

И хотя законопроект предусматривает бесплатный проезд для легковых автомобилей, полного понимания того, как будет выстроена система оплаты, нет, отметил также депутат Государственной Думы от Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Владимир Сысоев. «Самый важный вопрос: где единая методика, которая урегулировала бы эти тарифы? Законом предлагается, чтобы каждый регион России сам себе разработал методику и ее утвердил», — добавил Владимир Сысоев.

Поправки ко второму чтению уже готовятся, подчеркнул президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, депутат от ЯНАО Григорий Ледков. «Надо включать [в законопроект] снегоболотоходы, живые повозки: где-то кони, где-то олени, собачьи упряжки. Также мы считаем, что надо учитывать вопросы сельхозпредприятий, общин — градообразующих маленьких исконно существующих видов экономической деятельности», — пояснил он.

Опыт Ямала

С инициативой внести поправки в действующее законодательство выступил в свое время Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ). Как сообщили в Департаменте транспортного и дорожного хозяйства округа, за счет частных средств в округе строится мост через реку Пур, где на данный момент можно проехать только по платной понтонной переправе.

«Это действительно долгожданное событие. Мост не только свяжет северо-восток Пуровского, Тазовский и Красноселькупский районы с «большой землей», но и обеспечит постоянный доступ к промышленным объектам и месторождениям в восточной части округа», — привели в Департаменте слова заместителя директора, начальника управления дорожного хозяйства Алексея Федосова.

В то же время глава администрации Кемского района Карелии Юрий Разумейчик считает, что строить платные дороги на Крайнем Севере экономически невыгодно из-за небольшого трафика транспортных средств и низкой плотности населения. «Деньги вкладывают туда, где больше людей, где есть экономическая отдача. Уверен, что в Карелии таких инвесторов не найдется. Могу теоретически предполагать, что платные дороги могут появиться вокруг городов, где живут несколько сотен тысяч человек», — пояснил Юрий Разумейчик.

Строительство маловероятно и в Архангельской области, заявил в беседе председатель региональной Общественной палаты Юрий Сердюк. «Где территории не бедные, строительство платных дорог не исключено. В Архангельской области я не вижу направлений, где бы платные дороги были окупаемыми», — отметил он.

Нагрузка на экономику

Введение платных дорог «ударит по и без того тяжелому положению северян», считает вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев. С ним согласна председатель Комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева. «Это не решение проблем Арктической зоны. Введение платных дорог может привести к ухудшению социально-экономической ситуации в арктических районах республики, откуда продолжается отток населения», — сказала она.

По мнению руководителя Департамента комплексного изучения Арктики Сибирского федерального университета Юрия Захаринского, строительство платных дорог в Красноярском крае также нецелесообразно. «В арктическом Туруханском районе и сегодня доставка товаров и продуктов по зимнику до Игарки стоит 25-30 рублей за один килограмм, а до Верхне-Имбатска — до 60 рублей за один килограмм. А после строительства платной дороги станет еще дороже», — сказал Юрий Захаринский.

Председатель постоянной комиссии собрания депутатов НАО по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию Матвей Чупров, напротив, считает, что наличие автомобильных дорог приведет к снижению стоимости завоза грузов. «Автомобильные перевозки гораздо дешевле, чем авиаперевозки, которые сейчас используют, или строят зимники. А создание круглогодичного сообщения как раз приведет к снижению цен на продукты питания и в целом развитию территорий», — отметил он.