Экспортеры зерна объявили, что несут убытки из-за забастовок перевозчиков
5 февраля 2019 г.15:16
Экспортеры зерна объявили, что несут убытки из-за продолжающихся уже в течение двух недель забастовок перевозчиков в южных и северо-кавказских регионах, соответствующее обращение опубликовано на сайте Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП). По мнению ассоциации, затягивание разрешения сложившейся ситуации в самое ближайшее время может существенно снизить объемы экспорта зерна из России.
В опубликованном обращении подчеркивается, что большинство поставок зерна в порты осуществляется именно автомобильным транспортом. Так, в целом по России в 2017-2018 годах автомобильным транспортом было перевезено 65% отгружаемого на экспорт зерна, в то же время для терминалов Азово-Черноморского бассейна этот показатель достигает 72%, а для некоторых портов автомобильный транспорт вообще является единственным способом доставки экспортируемой продукции.
По данным издания «Коммерсантъ», за неделю забастовок тонна пшеницы третьего класса уже подорожала на 375 рублей, тонна пшеницы четвертого класса — на 600 рублей. Вместе с необходимостью платить за простой судов и за хранение зерна, которое из-за забастовок перевозчиков не может быть вывезено в портовые терминалы, а также на фоне низкого спроса на российскую пшеницу это может обернуться серьезными финансовыми потерями для экспортеров.
Напомним: 20-го января в Краснодарском и Ставропольском краях и в Ростовской области начались забастовки перевозчиков зерна. В течение нескольких дней они распространились также на Курскую, Липецкую, Воронежскую, Саратовскую и Тамбовскую области. По оценке лидеров протестов, к концу января в них участвовало более 5 тыс. человек.
Причиной недовольства стали низкие тарифы, которые вкупе со значительным подорожанием топлива (по итогам 2018-го года дизельное топливо подорожало на 17%) заставляют перевозчиков работать себе в минус. По их словам, чтобы выйти на окупаемость, они вынуждены уступать заказчикам и возить зерно с двух-, а то и трехкратным перегрузом.
В рамках забастовки перевозчики перекрыли дороги возле элеваторов и разворачивают автомобили, следующие на погрузку. При этом сообщается, что акции проходят без беспорядков или применения силы: с не присоединившимися к протесту водителями проводят только «разъяснительные беседы». Бастующие призывают всех своих коллег прекратить принимать заказы с тем, чтобы грузоотправителям больше ничего не оставалось, как пересмотреть действующие расценки. Кроме того, они грозятся задерживать автомобили, едущие с перегрузом, и вызывать для их взвешивания представителей надзорных органов.
В то же время в НАЭСП отмечают, что экспортеры сами по себе «не влияют на ценообразование в грузоперевозках». «Рынок услуг по перевозке зерна автотранспортом является высококонкурентным. Для организации доставки закупленных партий зерна в портовые терминалы экспортеры проводят конкурентные процедуры, в ходе которых перевозчики или экспедиторы предлагают тарифы на перевозку. Таким образом, ... тарифы формируются на основе рыночных принципов», — подчеркивается в обращении ассоциации.
Экспортеры зерна также уверяют, что считают недопустимым нарушения весовых норм при транспортировке зерна, однако замечают, что «решение проблем транспортного сектора должно обеспечиваться в правовом поле».
Ранее в Министерстве сельского хозяйства выступили за то, чтобы вместе с Министерством транспорта и региональными властями взяться за нормализацию перевозок зерна, а именно — за контроль над соблюдением всеми участниками грузоперевозочного процесса допустимых весовых и габаритных норм транспортных средств.
Прежде, однако, власти Краснодарского и Ставропольского краев уверяли, что в их регионах массовых забастовок не наблюдается: протестуют единицы из нелегальных перевозчиков. А президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский 29-го января сообщил, что те якобы единичные недовольные перевозчики будто бы уже согласились работать по прежним тарифам.