Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Обзор недели: Президент раздал поручения по дорогам, а Государственная Дума «разошлась» перед каникулами

22 июля 2019 г.09:27

Президент раздал поручения по дорогам, а Государственная Дума «разошлась» перед каникулами

kremlin.ru

На прошедшей неделе Государственная Дума перед своими каникулами резко активизировалась и начала один за одним принимать законопроекты, которые раньше почему-то принять не успела. В их число попали и изменения в КоАП, ужесточающие ответственность за несоблюдение режима труда и отдыха. Президент, в свою очередь, утвердил поручения по безопасности дорожного движения. В частности, указал на необходимость исключить из полномочий ГИБДД весогабаритный контроль и раскрыть, наконец, для ведомства медицинскую тайну.

Что касается якобы «медицинской тайны», речь, естественно, идет о раскрытии лишь той «тайны», которая непосредственно касается ГИБДД. А именно: об оперативном доступе ведомства к сведениям о том, может ли конкретный человек управлять транспортным средством и какие вообще медицинские противопоказания к вождению у него имеются.

Но давайте обо всем по порядку.

Итак, поручения Президента

Их на самом деле много, но мы выделили лишь те, которые больше остальных относятся к транспортной отрасли.

Одно из них, как уже очевидно, создание совмещенной базы данных Министерства здравоохранения и ГИБДД.

Второе предусматривает создание информационного ресурса отдельно по каждому водителю: действительно ли на самом деле его водительское удостоверение и по какой категории.

Третье должно обеспечить неотвратимость наказания для иностранных водителей. Как это будет реализовано, еще не совсем понятно. Однако в конечном итоге все должно быть организовано так, чтобы иностранец не смог выехать из России, пока не оплатит все штрафы за нарушенные им ПДД.

Скорее всего, данные от Ространснадзора и ГИБДД будут оперативно передаваться в систему ФТС.

Для наших перевозчиков это означает, что они смогут на равных конкурировать, например, с теми же китайцами, на недобросовестность которых транспортные компании из Приморского края совсем недавно как раз таки и жаловались.

Китайские перевозчики, как оказалось, могут позволить себе не регистрироваться в «Платоне» и даже уклоняться от весогабаритного контроля, потому что штрафы по этим «статьям» все равно не получают.

Четвертое поручение Президента подразумевает передачу некоторых полномочий ГИБДД региональным органам исполнительной власти. Причем здесь Владимир Путин отдельно указал на весогабаритный контроль.

Если поручение будет выполнено, то, скорее всего, штрафовать за несоблюдение весовых и габаритных параметров транспортных средств на федеральных трассах будет Ространснадзор, а на региональных дорогах — какая-то своя по каждому субъекту служба.

Пятое поручение касается дорожных камер. В соответствии с ним все комплексы (и мобильные прежде всего) можно будет устанавливать только вместе с предупреждающими о них «табличками». Штрафы со «скрытых» камер взиматься вообще не будут.

По еще одному поручению должны будут снизить тарифы на электроэнергию, использующуюся для освещения дорог, с тем, чтобы как можно большее их количество, наконец-то, вышло, по выражению Президента, из «кромешной темени».

Безопасность движения также должны обеспечить разделения встречных потоков на всех трассах с количеством полос больше четырех и реконструкция аварийных мостов и путепроводов.

Штрафовать за несоблюдение режима труда и отдыха будут всех: и водителей, и их работодателей

Пока наказывают только водителей. Равно как только водителей (и еще должностных лиц) привлекают к ответственности за отсутствие тахографа.

Однако на прошедшей неделе Государственная Дума сразу во втором и тут же следом в третьем чтении приняла законопроект, который устраняет эту (не совсем понятно, зачем оставленную) лазейку.

Согласитесь ведь, глупо требовать от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установки тахографа с блоком СКЗИ, но при этом никак за его отсутствие не наказывать.

Такой порядок продлится еще до 1-го ноября, а вот с 1-го ноября этого года штрафы будут следующими:

  • для юридических лиц — 20-50 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — 15-25 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — 7-10 тыс. рублей.

Такие же суммы с них смогут взыскать и в случае несоблюдения водителем режима труда и отдыха.

Для самого же водителя наказание за большее, чем положено, время нахождения за рулем составит 1,5-2 тыс. рублей, за несоответствующий требованиям тахограф — 3-5 тыс. рублей.

При этом напомним, что именно с 1-го ноября требование об оснащении тахографом СКЗИ распространится и на грузовые автомобили, принадлежащие физическим лицам.

Плюс, с этого же времени соблюдать режим труда и отдыха должны будут все водители (не только наемные работники), которые управляют грузовиками от 3,5 тонн.

Государственная Дума вернула штрафы за непрохождение техосмотра

Штраф составит 2 тыс. рублей.

Правда, взимать его начнут только через год. Мы предполагаем, что где-то с августа.

Причем с 7-го июня следующего года диагностические карты будут оформлять исключительно в электронном виде, а каждое транспортное средство, прибывшее на пункт техосмотра, — фотографировать.

За установку электронных пломб смогут отвечать несколько операторов

Напомним: с 1-го июля по территории России разрешили транзит «санкционных» грузов, но только при условии использования электронных навигационных пломб.

Сразу предполагалось, что у системы будет один оператор (на эту роль, естественно, прочили оператора «Платона»), однако теперь уже окончательно выяснилось, что можно использовать устройства разных компаний.

На первом этапе (до 1-го января 2020-го года) платить за электронные пломбы (снятие, наложение, аренда и пр.) не надо. В течение полугода также не взимаются штрафы за их отсутствие.

Пломбы «дочки» «Платона» — компании «Центр развития цифровых платформ» — устанавливают на 20 автомобильных пунктах пропуска. Их перечень можно найти здесь.

С 1-го января 2020-го года изменится расчет по ОСАГО

Инициативу Министерства финансов, которую чуть ли не на протяжении года не могли согласовать, наконец-то, утвердили.

Законопроект пока только направили в Государственную Думу, и за три чтения что-то еще может измениться, но на данный момент стоит ожидать следующего.

С 1-го января 2020-го года из расчета ОСАГО уберут коэффициент преимущественного использования автомобиля (то есть в стоимости полиса не будет учитываться, ездите вы по сельской местности или в плотном городском трафике).

С 1-го октября 2020-го года исключат коэффициент мощности автомобиля, который эксперты, к слову, называют «социальным», поскольку владельцам более дешевых «малолитражек» он дает скидку, а владельцам джипов и пр. — надбавку.

Вместо этих двух коэффициентов страховщикам разрешат учитывать водительские качества клиента: во-первых, количество допущенных им в течение года нарушений ПДД, а во-вторых, стиль вождения.

Нарушения ПДД (превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу и проезд на красный свет) будут учитываться только те, которые были зафиксированы непосредственно инспектором ДПС. Те, которые были определены дорожными камерами, в расчет браться не будут.

Манеру езды водителя (то, как резко он тормозит, набирает скорость, перестраивается) вычислят с помощью телематических устройств. Правда, их можно будет устанавливать только по заявлению самого клиента.

С 1-го января 2020-го года, кроме того, с 500 тыс. до 2 млн. рублей увеличат максимальный размер выплат по ДТП, в которых погибли или пострадали люди.

Очень даже вероятно, что это приведет к некоторому росту тарифов: надо же будет страховщикам как-то нивелировать свои четырехкратно повышающиеся риски.

Стоимость полисов может еще вырасти и потому, что с 1-го января по 30-е сентября 2020-го года страховщикам разрешат на 40% (как в меньшую, так и в большую сторону) отклоняться от границ тарифного коридора. С 1-го октября 2020-го года увеличивать максимально возможную базовую ставку можно будет уже на 30% (и на столько же уменьшать минимальную).

Пока, повторимся, законопроект еще даже не рассматривался Государственной Думой, а потому еще нельзя точно сказать, будут ли все изменения приняты именно вот в таком виде.

Электронную накладную все-таки должны запустить в этом году

По крайней мере, не без помощи Министерства транспорта уже разработан проект цифрового сервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». В планах его реализации указано — «с 2019-го года». Правда, там же уточняется, что «до 2024-го года».

Однако стоит верить, что к концу этого года хоть какие-то «зачатки», но запустят. Естественно, полноценный проект, который предусматривает объединение в электронном виде всех документов, необходимых для перевозки грузов, реализовать в этом году уж точно не смогут.

Напомним, что как раз к концу этого года Правительство обещало выпустить Постановление, которое разрешало бы использование электронных транспортных накладных и электронных путевых листов.

Добавим также, что в Украине с 12-го июля эту идею уже реализовали. Единую «платформу» для генерирования электронных накладных там, правда, еще не создали. Однако официально разрешили обмениваться документами в электронном виде. Единственное: экземпляр для водителя все равно пока приходится распечатывать.

Коротко о других новостях недели

1. В системе «Платон» за прошедший месяц зарегистрировался 500-тысячный пользователь.

2. Грузооборот автомобильного транспорта за месяц вырос на 9%.

3. В Краснодарском крае возбудили уголовное дело против сотрудников ГИБДД, которые за отдельную плату не обращали внимания на перевес грузовиков.

4. В Дагестане к концу 2024-го года установят 7 автоматических постов весогабаритного контроля. Один должен заработать уже в этом году.

5. На железнодорожной части Крымского моста 18-го июля уложили все рельсы. Однако пока планы по запуску постоянного движения не изменили — декабрь этого года.

И про перспективу

На прошедшей неделе Государственная Дума взялась за рассмотрение еще нескольких законопроектов. Стоит ожидать, что в окончательном чтении она примет их как раз на этой неделе — последней перед парламентскими каникулами.

Подробнее о них мы расскажем тогда, когда они будут точно одобрены. Но если вкратце, то среди них те, которые должны:

  • разрешить каботажные перевозки по территории России для перевозчиков из стран ЕАЭС;
  • расширить полномочия Министерства транспорта по весогабаритному контролю: ведомство, в частности, будет определять единые требования для всех пунктов на территории страны, и систему информирования о нарушении тоже;
  • позволить строить платные дороги на Крайнем Севере без наличия бесплатных дублеров;
  • оставить за подразделениями ГИБДД полномочия по выдаче регистрационных номерных знаков (изначально планировалось, что с 4-го августа этого года таблички нужно будет самостоятельно заказывать в частных организациях);
  • утвердить формулу демпфера для компенсации нефтяным компаниям, чтобы они не увеличивали цену топлива на внутреннем рынке.

Правда, последнее — чистая формальность: новая формула (и без одобрения Государственной Думы) с 1-го июля этого года все равно будет применяться.