Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

После либерализации ужесточение: фотофиксация техосмотра станет обязательной с 7 июня 2020 года

7 июня 2019 г.18:50

Действующая с 2012-го года либерализация при прохождении технического осмотра транспортных средств через год закончится. 7-го июня Владимир Путин подписал закон, который вносит поправки в законодательство о техосмотре. В числе прочего они предусматривают обязательную фотофиксацию прибывшего на пункт проверки автомобиля и оформление диагностической карты в электронном виде. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он вступит в силу ровно через год, с 7-го июня 2020-го года.

Напомним: изначально требования к прохождению техосмотра были жестче. Операторы ТО должны были не только делать фотографию автомобиля, но и полностью фиксировать на камеру всю процедуру проверки его технического состояния. Считалось, что таким образом факт того, что транспортное средство действительно детально, в соответствии с регламентом, «исследовано», будет подтвержден чуть ли не на 100%.

В таком виде, с обязательной фото- и видеофиксацией, законопроект и был принят в конце прошлого года в первом чтении. Однако ко второму чтению положение о видеозаписи из него исключили.

Причинами этого, по всей видимости, стали, во-первых, дороговизна оборудования, которым должна была быть оснащена каждая диагностическая линия (только набор видеокамер Министерством экономического развития оценивался в 30 тыс. рублей), что, в свою очередь, в любом случае вызвало бы увеличение тарифов на прохождение ТО. А во-вторых, массивность самой системы, которую требовалось бы усовершенствовать до такой степени, чтобы она могла хранить все эти видеозаписи. Вместе с федеральными финансовыми затратами на это, естественно.

В итоге, закон, который вступит в силу через год, предусматривает только обязательную передачу в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра фотографию транспортного средства на диагностической линии с указанием координат его месторасположения и времени начала и завершения осмотра.

Документ, кроме того, устанавливает единый способ оформления диагностической карты. Теперь она будет формироваться только в электронном виде и лишь по просьбе автовладельца выдаваться еще и на традиционном, бумажном, носителе.

Однако «урезание» либерализации этим законом не ограничивается.

На рассмотрении Государственной Думы сейчас находятся два законопроекта. Один вносит изменения в Уголовный кодекс, вводя уголовную ответственность (арест до 6 месяцев, для организованной группы — лишение свободы до 5 лет) за продажу диагностических карт теми, кто, в принципе, не аккредитован как технический оператор.

Второй правит Кодекс об административных правонарушениях. Прежде всего, возвращает штраф за непрохождение техосмотра, устанавливая его в размере 2 тыс. рублей. Помимо этого, предусматривает штрафы для операторов ТО за нарушения порядка техосмотра, выдачу диагностической карты без проверки автомобиля и т.п.

Пока эти два документа прошли только первое чтение. Однако стоит ожидать, что к 7-му июня следующего года они также будут окончательно одобрены и подписаны Президентом с тем, чтобы новый порядок техосмотра заработал в полной мере.

Отметим, что порядок прохождения техосмотра был «облегчен» в 2012-м году. Тогда штраф за непрохождение техосмотра отменили, оставив его только для такси, автобусов, грузовиков, оборудованных для перевозок людей, и грузовиков, используемых для транспортировки опасных грузов.

Диагностическая карта на данный момент необходима лишь при оформлении полиса ОСАГО.

Считалось: раз страхование автогражданской ответственности обязательно (и за это предусмотрен штраф в 800 рублей) и без диагностической карты полис ОСАГО автовладельцу не выдадут, то этого будет достаточно для того, чтобы гарантировать прохождение им техосмотра.

Однако, как отмечают в Министерстве экономического развития, которое как раз таки и подготовило реформу техосмотра, страховщики не в состоянии определить подлинность диагностической карты. В результате, полагают в ведомстве, либерализация привела к тому, что в разы участились случаи выдачи «липовых» документов, количество действительно проведенных техосмотров сократилось на 20-30%, а число ДТП, вызванных неисправностью транспортного средства, возросло.