Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Правительство утвердило исключение двух «социальных» коэффициентов из расчета стоимости ОСАГО

18 июля 2019 г.16:17

Правительство утвердило исключение двух «социальных» коэффициентов из расчета стоимости ОСАГО

Правительство РФ

Во вторник, 16-го июля, Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект, который предусматривает исключение из расчета стоимости полиса ОСАГО двух коэффициентов — мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, а также дает возможность страховщикам при определении размера страховой премии учитывать стиль вождения страхователя и количество допущенных им нарушений ПДД. Правительственной комиссией документ был утвержден еще 11-го июля, однако прежде он чуть ли не год дорабатывался.

Напомним: о том, что Министерство финансов готовит изменения в закон об ОСАГО, которые должны исключить из расчета стоимости полиса коэффициенты мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, стало известно еще в июле прошлого года.

Новшества также предусматривали возможность выбора сроков страхования (вплоть до трех лет) и лимита выплат (500 тыс., 1 млн. или 2 млн. рублей). Однако именно из-за последних положений, которые были раскритикованы Главным государственно-правовым управлением при Президенте РФ, согласование законопроекта и затягивалось. В итоге, из окончательного варианта документа их вообще убрали.

Но основное, ради чего все и затевалось, в нем осталось. Так, с 1-го января 2020-го года (по крайней мере, пока планируют такие сроки) страховщики перестанут учитывать коэффициент преимущественного использования автомобиля, а с 1-го октября 2020-го года — и коэффициент его мощности.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, целесообразность использования этих коэффициентов так и не была толком доказана. То есть: тот факт, что автомобиль ездит по Москве хотя и означает, что он с большей вероятностью попадет в ДТП, совсем не означает, что именно по вине его водителя. Точно так же и превосходство, например, в три раза по количеству лошадиных сил не говорит за то, что на таком автомобиле в три раза чаще спровоцируют ДТП.

При этом стоит отметить, что коэффициент мощности автомобиля в свое время вводился не столько ради установления вероятности аварии, сколько по социальным мотивам: чтобы обеспечить скидку менее обеспеченным автовладельцам.

Для сравнения: для автомобилей мощностью свыше 150 л.с. действует повышающий коэффициент в размере 1,6, для автомобилей мощностью до 50 л.с. — понижающий, в 0,6.

Расчет же по территории, с одной стороны, дает страховщикам возможность увеличивать стоимость полиса в регионах с высокими показателями аварийности (а потому водитель с «незапятнанной репутацией» может получить надбавку только потому, что ему не повезло жить именно в этом районе), однако с другой, тоже в какой-то мере является социальным. Коэффициент для сельской местности, где и доходы ниже, как правило, понижающий, а для городов, наоборот, увеличивающий стоимость.

Вместо этих двух коэффициентов Министерство финансов предлагает установить более справедливый подход к определению размера страховой премии. А именно: дать возможность страховщикам учитывать стиль вождения страхователя и количество допущенных им нарушений ПДД.

Под стилем вождения подразумевают «резкость торможения, ускорения, перестроения». Для фиксации этих параметров будут использоваться телематические устройства. Однако установить их страховщик сможет только по заявлению клиента. То есть, стоит полагать, навыки вождения будут влиять на стоимость полиса, если того захочет сам водитель.

Что касается нарушений ПДД, то засчитываться будут те, которые совершены в течение года до даты заключения договора. Среди них — превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу и проезд на запрещающий сигнал светофора/регулировщика. При этом нарушения, зафиксированные дорожными камерами, учитываться не будут.

Размер страховой премии будет также зависеть от того, привлекался ли страхователь к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и пр. опьянения или нет и если да, то прошел ли год со дня окончания срока административного наказания.

Что еще стоит отметить в законопроекте, так это то, что с 1-го января по 30-е сентября 2020-го года тарифный коридор, по сути, расширяется в обе стороны еще на 40%, поскольку страховщики получат право при расчете стоимости именно на 40% увеличивать максимальную базовую ставку, установленную Центробанком. Правда, и на такой же процент снижать минимальную.

С 1-го октября 2020-го года их «аппетиты» несколько умерят: отклоняться от границ тарифного коридора можно будет только на 30%.

Напомним, что с 9-го января этого года тарифный коридор в ОСАГО уже был расширен на 20%. Сразу сообщалось, что благодаря этому средняя стоимость полиса снизилась чуть ли не на 2%, однако уже в мае страховщики начали поднимать тарифы.

Законопроект также вводит учет истории вождения каждого водителя. То есть теперь на размер коэффициента бонус-малус (КБМ) будет влиять информация по всем транспортным средствам, которыми управлял конкретный водитель, и по всем полисам, в которые он был вписан, с того дня как он сел за руль. Считается, что это должно исключить те случаи, когда, например, покупка нового автомобиля, «обнуляла» статистику по ДТП.

Документ, кроме того, повышает выплаты по ОСАГО, если в ДТП есть погибшие или пострадавшие. С 1-го января 2020-го года они увеличатся с 500 тыс. до 2 млн. рублей.

Статьи по теме

13 декабря 2018 г. в 21:15

Реформа ОСАГО: что же все-таки изменится в «автогражданке»?