К проекту второго этапа реформы ОСАГО есть замечания

4 декабря 2018 г.22:12

К проекту второго этапа реформы ОСАГО есть замечания

Банк России допускает возможность исключения из законопроекта Министерства финансов о реформировании ОСАГО норм о введении полисов ОСАГО с разными лимитами — 500 тыс. рублей, 1 млн. рублей и 2 млн. рублей — и сроками действия до трех лет, при этом не исключает реализации этих предложений в другой форме. Об этом, как передает ТАСС, сообщил журналистам заместитель председателя Центрального банка Владимир Чистюхин.

Законопроект Министерства финансов, подготовленный в рамках второго этапа реформы ОСАГО, предполагает, напомним, введение трех видов полисов с разными вариантами лимитов: 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 500 тыс. рублей за вред имуществу, по 1 млн. и по 2 млн. рублей соответственно (сейчас — 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей за вред имуществу).

Документ также предусматривает возможность приобретения полиса ОСАГО на срок до трех лет (сейчас максимум год). Согласно проекту страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и минимальным сроком действия (500 тыс. рублей и один год), повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика.

Однако этот пункт (о соглашении между страхователем и страховщиком) ранее был раскритикован Главным государственно-правовым управлением (ГПУ) Президента РФ, так как договор ОСАГО является публичным (страховщик не имеет права отказать в заключении договора, потому что страхование обязательное), а законопроект, несмотря на это, предполагает возможность продажи полиса по обоюдному согласию страхователя и страховщика.

По «мнению» ГПУ, Минфин должен определиться, отказывается ли ведомство от публичности договора в обязательном страховании или нет.

«Вопрос, который задали коллеги из ГПУ, — это сугубо юридический вопрос соотношения частно-правовых и публично-правовых норм. Мне представляется, что какого-то серьезного противоречия нет. Но, тем не менее, если нам не удастся договориться, то, наверное, ... мы исключим эти нормы из законопроекта и будем дальше думать о том, куда, возможно, эти предложения, то есть в какие иные нормы законодательства о страховании, их можно будет поместить», — сказал Владимир Чистюхин.

Центральный банк и Министерство финансов планирует провести с ГПУ переговоры по этим замечаниям. По словам заместителя председателя Центробанка, сложившаяся ситуация «совершенно решаемая».

Законопроект должен стать частью разработанной Центральным банком и Минфином реформы тарифообразования в ОСАГО, которая, как планируется, приведет к более справедливым тарифам. Первым этапом реформы станет расширение тарифного коридора на 20% вниз и вверх, установление единого годового значения коэффициента бонус-малус (т.н. «коэффициента аварийности») и детализацию коэффициента возраста и стажа водителя (вместо действующих 4 будет введено 56 ступеней).

Следующий этап, который готовит Министерство финансов, предполагает законодательные изменения.

Помимо трех вариантов лимитов и сроков, проект предусматривает отмену коэффициента мощности автомобиля (с 1-го сентября 2019-го года) и территории его преимущественного использования (с 1-го сентября 2020-го года) и замену этих коэффициентов возможностью для страховщиков устанавливать базовый тариф с отклонением сначала на 30%, а затем и на 40% вверх и вниз от границ коридора.

Конечной целью реформы, возможной в более отдаленной перспективе, по мнению Минфина, должна стать либерализация ОСАГО, то есть освобождение тарифа от государственного регулирования. Центральный банк, в свою очередь, формулирует цель реформы как индивидуализацию тарифа и отход от уравнительной системы, когда внимательный водитель платит за риски аварийного.