И «физики» тоже: режим труда и отдыха хотят вменить всем водителям грузовиков
21 февраля 2019 г.15:07
ТАСС
Министерство транспорта подготовило новые изменения в Правила дорожного движения. Они должны ввести обязанность для всех водителей грузовых автомобилей (вне зависимости от того, кому этот автомобиль принадлежит — юридическому лицу или физическому) придерживаться режима труда и отдыха. Текст поправок вынесен сейчас на публичное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Оно продлится до 13-го марта этого года.
Напомним, что с 1-го ноября этого года вступит в силу положение, которое закрепит и за физическими лицами обязанность оборудовать свой грузовой автомобиль (массой от 3,5 тонн) тахографами. (Сейчас такое требование действует только в отношении транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.)
В принципе, именно введением этой обязанности и объясняется инициатива Министерства транспорта расширить категорию водителей, которые должны следовать режиму труда и отдыха.
Так, предлагаемые поправки в Правила дорожного движения (ПДД) распространяют нормы, действующие сейчас для наемных работников, на всех без исключения водителей автобусов и грузовых автомобилей от 3,5 тонн. В соответствии с ними беспрерывно находиться за рулем, вне зависимости от того, трудишься ты по найму или перевозишь грузы для себя, можно будет только в течение 4,5 часов. Затем необходимо будет сделать 45-минутный перерыв, который разрешается делить на две части — на 15 и на 30 минут.
Повторимся: все эти нормы уже прописаны для профессиональных водителей в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и в отечественном Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приказ Министерства транспорта №15 от 20.08.2004).
Нормы отдыха и допустимое общее время вождения, указанные в эти документах, также вносятся в ПДД. Так, в течение суток водитель может непосредственно находиться за рулем не дольше 9 часов, 2 раза в неделю это время можно продлить до 10 часов. Отдыхать при этом он должен не менее 11 часов в сутки.
Для недели допустимое общее время вождения — 56 часов, отдыха — как минимум 24 часа. Для двух недель — 90 часов и 45 часов соответственно.
То, что нормы, призванные в числе прочего регулировать отношения между работодателем и наемным водителем, хотят распространить на сферу, которая трудовыми договорами не регламентируется, объясняют стремлением повысить безопасность на дорогах.
После череды аварий с участием автобусов, в которых погибло большое количество людей, в октябре пошлого года был принят закон, который ввел лицензирование пассажирских перевозок. Документ «зацепил» также и грузовые перевозки, обязав оборудовать тахографами не только автобусы, принадлежащие физическим лицам, но и грузовые автомобили.
При этом сейчас за отсутствие тахографа могут быть оштрафованы лишь водитель (от 1 тыс. до 3 тыс. рублей) и должностные лица (от 5 тыс. до 10 тыс. рублей). Наказание для юридических лиц не предусмотрено. Кроме того, для них, равно как и для должностных лиц, не предусмотрено наказание за несоблюдение водителем режима труда и отдыха. Для последнего, в свою очередь, штраф варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Вместе с тем в Государственной Думе уже прошел первое чтение законопроект, который, во-первых, вводит и за первое, и за второе нарушения административную ответственность для юридических лиц, а во-вторых, увеличивает сумму штрафов. В частности, для водителя по обеим статьям она повысится до 5 тыс. рублей.