Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Вывод недели: Министерство транспорта готовится к 1 ноября, но что-то все не в том направлении

7 октября 2019 г.09:47

Министерство транспорта не готовится к 1 ноября

Википедия

Министерство транспорта на прошедшей неделе представило Постановление Правительства, согласно которому операторы ТО, помимо прочего, должны будут проверять наличие и работоспособность тахографа (если он, конечно, требуется). Документ вступит в силу с 1-го ноября. При этом тот факт, что с 1-го ноября требование об установке тахографов станет обязательным и для физических собственников грузовиков, до сих пор никак не урегулирован. По крайней мере, на момент написания текста ни обновленных приказов, ни Правил дорожного движения опубликовано все еще не было.

До знакового для тахографического контроля 1 ноября осталось 25 дней

А вопрос, должны ли будут физические лица, которым принадлежат грузовые автомобили от 3,5 тонн, в обязательном порядке иметь на «борту» тахографы (и главное: будут ли это тахографы с блоком СКЗИ?) остается открытым.

При этом Министерство транспорта спокойно выпускает Постановление Правительства, вводящее с 1-го ноября проверку тахографов при прохождении техосмотра. Но про другие важные документы почему-то «забывает»…

А именно: измененные Приказы №273 и №36. Проект изменений ведомство представило еще в июне, Министерство экономического развития его успешно раскритиковало, предложив ввести переходный период на установку тахографов хотя бы до 1-го ноября 2020-го года.

Но дальше — все…

Непонятно, то ли переходный период действительно введут (и тогда 1-го ноября этого года многим владельцам грузовиков можно будет еще ездить спокойно), то ли приказы, в принципе, оставят без изменений, сделав таким образом обязательным просто требование о наличии тахографа, а не тахографа с блоком СКЗИ.

Потому что 273-й и 36-й приказы касаются как раз таки оснащения тахографами СКЗИ.

То же самое и с обновленными Правилами дорожного движения. В них намеревались внести нормы управления транспортным средством. Что в свете 1-го ноября вполне логично: действующий режим труда и отдыха распространяется только на рабочие отношения, а чего тогда требовать от человека, в таких отношениях не состоящего, но все равно перевозящего грузы? Ровным счетом ничего.

А вот если нормы закреплены в ПДД, то и штрафовать таких людей за их несоблюдение вполне можно.

Правда, Министерство экономического развития осталось недовольным и проектом ПДД.

И потому опять неясно: изменят их все-таки или нет? Если не изменят, то те, кто, перевозят грузы, не работая при этом на юридическое лицо или ИП, смогут по-прежнему проводить за рулем столько времени, сколько захотят.

Потому что в законе, который вступит в силу с 1-го ноября, будет, конечно, прописано, что они обязаны соблюдать нормы времени управления транспортным средством, но основание, по которому их в противном случае смогут оштрафовать, — нет.

При этом, что примечательно, в Кодексе об административных правонарушениях с 1-го ноября формулировка «режим труда и отдыха» все-таки будет переправлена на «нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Новая редакция Кодекса уже принята, подписана и точно вступит в силу. Она, напомним, вводит штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение указанных выше норм для юридических лиц и ИП: 20-50 тыс. рублей — для первых, 15-25 тыс. рублей — для вторых.

Кстати, эксперты подмечают, что в ней отсутствует выражение «с несоответствующим установленным требованиям тахографом», видя в этом лазейку, позволяющую не переходить на тахографы СКЗИ. Мол, раз формулировки такой нет, то и наказывать будут только за отсутствующий, нерабочий, неисправный и пр. тахограф, а не за то, СКЗИ он или нет.

Впрочем, это довольно тонкий момент. Потому что в новой редакции будет формулировка «с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа», а к нормативным правовым актам 273-й и 36-й приказы тоже относятся…

В общем, подытожим: до 1-го ноября осталось 25 дней, а Правительство во главе с Министерством транспорта все еще продолжают держать интригу

Интрига с «Платоном» и Налоговым кодексом тоже остается, но чуть-чуть

В апреле, напомним, Министерство финансов представило проект нового Налогового кодекса, в который включило сборы по системе «Платон», а также еще четыре вида неналоговых платежей.

Ведомство вообще рассчитывало, что изменения начнут действовать аккурат с 1-го января следующего года.

На деле это главным образом означало бы повышение собираемости сборов: Кодексом предусмотрены рычаги, вплоть до приостановления деятельности и уголовной ответственности, позволяющие более эффективно, нежели сейчас, взыскивать задолженности.

Однако сейчас, готовя проект бюджета на 2020-й год, Министерство финансов отметило только поэтапное включение в Налоговый кодекс утилизационного и туристического сборов и налога на доходы операторов сети связи.

То ли сборы по «Платону» вынесут во вторую очередь, то ли, в принципе, откажутся от идеи «приравнивания» их к налогам, тоже непонятно. В Министерстве финансов никаких пояснений по этому поводу пока не дают.

Можно только предположить, что хотя бы в следующем году они (то бишь сборы) в Налоговом кодексе не окажутся…

А «Платон», кстати, хотят сделать бесплатным для газомоторных грузовиков

Российское газовое общество выступило с такой инициативой. Оно, кстати, уже даже подготовило специальный законопроект и внесло его на рассмотрение Правительства.

Но есть ли вероятность, что он действительно будет принят?.. Это ведь скольких средств может не досчитаться бюджет, если перевозчики, желая сэкономить, начнут массово переводить свой автопарк на газ!

Хотя… На то время, пока газомоторных грузовиков в России на дорогах меньшинство (по непроверенным данным, к началу 2018-го года их числилось около 8,5 тыс., в то время как только в «Платоне» зарегистрировано больше 1,2 млн. транспортных средств), такую норму можно и ввести.

Ее ведь никто не помешает отменить, как только ситуация начнет настойчиво меняться в газовую сторону…

Весогабаритный контроль тоже вносит интригу

Во-первых, интригой остается: кто же все-таки станет оператором системы на федеральных трассах — «Платон» (вернее — «РТ-Инвест Транспортные Системы») или «Ростелеком»? Выбор между ними еще с февраля никак не могут сделать.

Впрочем, об этом мы уже писали

Вторую интригу недавно подбросил Росавтодор в лице чиновника от «Росдормониторинга». Заместитель главы ведомства Сергей Юнгов «намекнул», что в Министерстве транспорта готовы обсуждать снижение штрафов за незначительный (от 2% до 10%) перегруз. Сейчас, напомним, для юридических лиц они составляют от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Вот только… Что можно считать снижением штрафов?

Если все-таки примут законопроект, который устанавливает штрафы только для владельцев транспортных средств и вводит их фиксированный размер вне зависимости от вида контроля, уменьшая их тем самым для автоматического, это будет считаться снижением?..

Потому что в соответствии с ним штрафы с автоматических весов за перегруз на 2-10% как раз таки снизятся со 150 тыс. до 100 тыс. рублей.

Или речь действительно идет о кратном, вплоть до символических размеров, облегчении санкций? Интрига…

Есть, кстати, еще и третья. Вопрос: начнут ли все-таки в следующем году, как говорят, создавать на федеральных трассах систему автоматического весогабаритного контроля?

Потому что еще не так давно ее в виде пилотного проекта обещали запустить в этом году. Но, как уже очевидно, поспешили с обещанием.

И ГИБДД не остается от интриг в стороне

У этого ведомства, вообще, все готово, но ничего не подготовлено.

Так, в ГИБДД по-прежнему говорят, что хотят в следующем году ввести электронные водительские удостоверения.

Правда, о том же самом в ведомстве говорили и в феврале этого года.

Однако в феврале это еще нормально звучало, что необходимо подготовить техническую и законодательную базу. Тогда до 2020-го года было целых 10 месяцев.

Сейчас же их остается меньше трех. А потому слова «могут быть введены уже в 2020-м году» наравне с продолжающимся «предстоит подготовить техническую базу, внести изменения в ряд нормативно-правовых актов» уже как-то не убедительны…

Кроме того, ГИБДД все продолжает презентовать законопроект, предусматривающий ее доступ к базе Министерства здравоохранения.

О том, что такой законопроект готов и согласовывается ведомствами, сообщали еще в декабре прошлого года.

Нынешней осенью, кажется, чуть продвинулись: документ уже якобы внесен в Правительство. Но на глаза широкой публике, так сказать, до сих пор не представлен.

Впрочем, тут интриги не так уж и много. По поручению Президента, совмещенная база Министерства здравоохранения и ГИБДД должна быть создана уже к 1-му декабря этого года. А поручение Президента — это не обещания в СМИ: от него так просто не отделаешься…

ГИБДД, к слову, предлагает еще отменить специальную медицинскую комиссию для водителей, а медицинские справки для получения удостоверения выдавать на основе результатов диспансеризации, которую с этого года бесплатно может пройти каждый желающий (из граждан РФ, естественно).

Правда, в этом вопросе вообще без какой-либо конкретики…

И напоследок вопрос: в городе с какими дорогами живете вы?

Общественное движение от Общероссийского народного фронта «Убитые дороги» провело во всех регионах масштабную инспекцию и выяснило, в каких городах какого качества дороги.

Оказалось, что лучшие из лучших — в Казани, Тюмени и Барнауле. Чуть-чуть хуже, но тоже на «пятерку» —  в Ставрополе, Белгороде, Перми и (внезапно!) в Екатеринбурге.

Не повезло с дорогами жителям Владивостока, Ярославля и Смоленска (эти города — на последнем месте в рейтинге), а также Йошкар-Олы, Читы, Кирова, Кургана, Курска и Калуги.

И у нас тут в связи с худшими дорогами возник один вопрос: слушайте, а Ростов где?!